Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Реформы Александра II






Император Александр II сразу же по восшествии на престол дал указание начать работу в правительстве по составлению проекта освобождения крестьян от крепостной зависимости. Император заявил, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать его отмены снизу (в стране в это время сложилась революционная ситуация: большое количество крестьянских волнений; растет общественное движение; была очевидна нерентабельность помещичьих хозяйств; недовольство общественности усилилось после поражения в Крымской войне).

19 февраля 1861 г. был подписан, а 5 марта утвержден манифест об отменен крепостного права:

- крестьяне объявлялись свободными людьми;

- при освобождении они получали наделы земли, но за эту землю они должны были заплатить выкуп государству в рассрочку в течение 49 лет (поскольку эти земли государство выкупило у помещика);

- на два года крестьяне объявлялись временнообязанными, т.е. в этот период они должны были выполнять все прежние повинности;

- спорные вопросы должны были решать т.н. «мировые посредники».
После отмены крепостного права в России появилась необходимость

привести в соответствии с новыми социально-политическими и экономическим реалями местное самоуправление, суд, печать, финансы, образование, военное дело. С этой целью правительство в 60-70гг. ХIХв. провело соответствующие реформы.

Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправ­ления, известная как земская реформа. 1 января 1864 года было изда­но «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в со­ответствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления – земства, избираемые всеми сословиями на три года. Земства состояли из распорядительных органов (уездных и гу­бернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернс­ких земских управ).

Земства имели право нанимать земских врачей, учителей, зем­леустроителей и прочих служащих. Для содержания земских служащих существовали определенные налоги с населения. В ведение земств входили самые разнообразные местные службы: строительство и эксплуатация дорог, почтовое ведомство, народное образование, здравоохранение, соци­альная защита населения. Все земские учреждения находились под контролем местной и центральной влас­ти — губернатора и министра внутренних дел. Узость социальной базы городского самоуправления и жесткий контроль за ним со стороны губернского присутствия делали реформу ограниченной. Но в целом для России создание системы местного самоуправле­ния в виде земств сыграло положительную роль в решении многооб­разных проблем на местном уровне.

Вслед за земской реформой в стране была проведена и городская реформа. В соответствии с «Городовым положением» (1870) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления. Взамен существовавших ранее сословных городских управ­лений в городах стала выбираться на четыре года городская дума, воз­главляемая городской управой. Городской голова одновременно являлся председателем городской думы и городской управы. Избирательным правом обладали не все граждане, а только те, которые соответствовали достаточно высокому имущественному цен­зу: богатые домовладельцы, купцы, промышленники, банкиры, чиновники. В компетенцию городской думы и управы входили хозяйственные вопросы: благоустройство, охрана порядка, местная торговля, здравоохранение, образование, санитарная и противопожарная охрана населения.

Начиная с 1864 года в стране проводилась судебная реформа, по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формально равенства перед законом всех социальных групп населения. И в пределах губернии, составлявшей судебный округ, создавался окружной суд. Судебная палата объединяла несколько судебных ок­ругов. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей считались окончательными и могли быть обжалованы только в том случае, если нарушался порядок судо­производства. Высшей кассационной инстанцией являлся Сенат, ко­торый принимал апелляции на судебные решения. Для разбора незна­чительных правонарушений и гражданских исков до 500 руб. в уездах и городах существовал мировой суд. Мировые судьи выбирались на уездных земских собраниях.

В 1860-е годы проходила и реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гим­назиями стали функционировать реальные училища, в которых боль­ше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, уре­занный в годы правления Николая I, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения — Высшие женские курсы с университетскими программа­ми. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.

В 1860-1870-х годах в России была проведена военная рефор­ма, необходимость которой была обусловлена прежде всего пораже­нием в Крымской войне. Сначала был сокращен срок военной служ­бы до 12 лет. В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена все­общая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Призыву на действительную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обуча­ли не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне. Были сокращены сроки службы для образованных людей.

Эти реформы привели к демократическим преобразованиям в России, однако все они носили незавершенный характер и имели много сословных ограничений.

Александр III (1881 – 1894) не продолжил начинаний своего отца, т.к. считал, что именно эти «демократические послабления» привели к гибели Александра II. ПоэтомуАлександр III не только не ввел конституцию в России (проект ее к этому времени был уже разработан М.Т. Лорис-Меликовым), но еще более урезал все демократические преобразования и издал манифест о «Незыблемости самодержавия».

Александр III, опасаясь эскалации рево­люционного движения, провел ряд мероприятий (так называемые «контрреформы»). Так, правительство стало активно поддерживать помещиков, чтобы не допустить их разорения. Был организован особый Дворянский банк, чей капитал был в несколько раз больше, чем средства Крестьянского банка.

С целью ограничения действия многих либеральных законов были введены «Временные правила о печати» (1882), устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Многие либеральные и радикальные издания были закрыты. В 1887 году был опубликован циркуляр о «кухаркиных детях», по которому в гимназии запрещалось принимать детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, в 1884 году фактически была ликвидирована автономия университетов.

В 1889 году было издано «Положение о земских начальниках», по которому земским начальникам вменялось осуществлять надзор и контроль за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, отстранять от должности сельских старост и волостных старшин, подвергать телесным наказаниям и аресту любых крестьян.

В соответствии с различными документами 1880-1890-х годов резко сократилось выборное представительство крестьян в губернских и уездных земских учреждениях, а также урезались избирательные пра­ва городского населения путем повышения имущественного ценза. В эти же годы были предприняты попытки ограничить судебную ре­форму 1864-1870 годов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.