Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура раннего средневековья

1.Античное и варварское наследие в к-ре

2. Периоды «возрождений»

3. Литература Скандинавии

1.Термин средние века – итальянские гуманисты, 15в. как период, отделяющий их время от древности. Позднее – от гибели З. Римской империи.

По стадиям развития феодализма средневековье делят на 3 периода:

- раннее 5-10вв.

-зрелый феодализм 11-14вв.

-позднее средневековье 15-1пол.17вв.

Становление раннесредневековой культуры представляет собой сложный, болезненный процесс синтеза христианских и варварских традиций. Драматизм этого процесса был обусловлен противоположностью, разнонаправленностью христианских ценностно-мыслительных ориентаций и основанного на " силовом мышлении" варварского сознания. Лишь постепенно главная роль в формирующейся культуре начинает принадлежать христианской религии и церкви. Таким образом, раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой - это время постепенного укрепления христианства, усвоения античного наследия

Для раннего средневековья характерно интенсивное усвоение и переработка античной к-ры. Это, прежде всего, – христианская этика и эстетика: ч-к – средоточие всего богатства мира, но раб Создателя...; запрет изображать лицо, храмы, литература – жития святых, монастырские школы, история – монастырские хроники. В целом, иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).

Связующее звено между античностью и средневековьем – латынь: язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки, образования. Умение читать – умение читать по латыни – «латинское средневековье». Грамотные – доктор, неграмотные – идиоты.

Для усвоения позиций хр-ва в средние века большую роль играла деятельность «отца церкви» Аврелия Августина (354-430). В труде «О граде Божьем» он выработал оригинальную концепцию истории чел-ва как постоянной борьбы сообщества праведников и грешников. В земной жизни, где оба града – божий и земной существуют вместе и праведники смешаны с грешниками, только церковь близка к воплощению Града Божьего. Поэтому она – высший арбитр не только в делах веры, но и управления гос-вом. Хотя земная власть тоже исходит от Бога, ибо очень эгоистична и ненасытна. Следовательно, светская власть должна подчиняться церкви.

В процессе усвоения культурного наследия античности важнейшую роль сыграла риторика. В Древнем Риме и частью образования и элементом образа жизни. В средние века риторическая к-ра сохранила своё значение.

Большое влияние на к-ру оказала римская система образования – «семь свободных ис-в»: грамматика, диалектика (логика), риторика(стихосложение, ораторское мастерство, основы права), арифметика, геометрия, музыка (теория), астрономия (астрология). Тривиум - учебный цикл из трех словесных наук: грамматика, диалектика, риторика; квадривиум— учебный цикл из четырех математических наук: арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Такая система – в монастырских или епископских школах.

Грамматика — основа всех других; у ее ног два ученика, склонившие свои головы над книгами. В готическом искусстве она все еще может иметь Прут, которым наделил ее Марциан, дабы телесно наказывать. В XVII веке она принимает новый вид — женщины, поливающей саженцы и, возможно, держащей ленту с надписью: «Vox litterata et articulata debito modo pronunciata» (лат. — «Грамотная и отчетливая речь, должным образом произносимая») — определение, заимствованное у античных грамматиков и цитируемое в «Иконологии» Рипы — иконографическом справочнике XVII века.

Логика (Диалектика) держит Змею, иногда двух, или ее рука лежит на гнезде гадюк. Или она держит Скорпиона или Ящерецу, которые заменяют змею. Марциан характеризует ее по-латыни «involutus», что значит «закрученная». Но это слово означает также «окутанная тьмой». Посему средневековье иногда изображало ее наполовину скрытой под ее плащом, чтобы символизировать ухищрения софистики. В эпоху Ренессанса она может держать Весы, чтобы взвешивать истинное и ложное, или Цветы или расцветающую ветвь. Логика может изображаться и в виде старой женщины, облаченной в тогу и погруженной в дискуссию.

Риторика была наделена Марцианом воинственным характером, и в эпоху Ренессанса у нее может быть Меч и Щит. Но обычным ее атрибутом является Книга, возможно, озаглавленная «Cicero» (лат. — «Цицерон»). Она может держать также Свиток, иногда лишь частично развернутый.

Геометрия (по-гречески означает измерение земли) имеет в качестве атрибута Шар (земной глобус) и Циркуль (измерительный), которым она в данный момент может его мерить. Иногда у нее могут быть другие инструменты: Угольник и Линейка.

Арифметика. Со времен позднего средневековья у Арифметики скрижаль (Дощечка), исписанная цифрами, на которой она может писать. Или — реже — она держит Абак. Как и у Геометрии, у нее может быть Линейка.

Астрономия (некогда часть более широкой области астрологии) имеет (со времен Марциана) шар (Держава) — собственно небесный глобус, на котором нанесены созвездия, но далеко не всегда он различим как таковой. Подобно Геометрии, она может измерять его сферическим Циркулем. У нее имеется Секстант, первоначально использовавшийся для измерения звезд, и иногда армилярная Сфера. Астрономия является также сферой Урании (одной из девяти Муз), у которой те же атрибуты.

Музыка по традиции предстает в виде женщины, играющей на музыкальном инструменте. В средние века у нее набор из трех или четырех колокольчиков, по которым она ударяет молоточком. Позднее ее инструментами могут быть портативный Орган, Лютня, Виола или скрипка. Некоторые из них являются также атрибутами Цецилии. У нее может быть Лебедь (из-за легенды о его песне). Как часть этой серии персонажей Музыка иногда может представляться Орфеем, приручающи м своей игрой животных.

2. Второй важнейший источник к-ры 5-10вв. – духовная жизнь варварских племён Варвары раннего Средневековья несли своеобразное видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общности, к которой он принадлежал, дух воинственной энергии, чувство неотделимости от природы. В процессе становления средневековой культуры важнейшей задачей было разрушение " силового мышления" мифологического варварского сознания, уничтожение древних корней языческого культа силы. Варварская культура повлияла на складывание героического эпоса, народной поэзии и даже религиозной лит-ры («Жития святых», «видения») народов Западной и Северной Европы. «Звериный» стиль широко применялся в прикладном ис-ве и впоследствии в романском стиле.

Строительная техника варварских племён, воплощённая в деревянном зодчестве, составила славу бургундских и нормандских плотников. У англосаксов широкое распространение получила книжная миниатюра, сохранившая языческий мир – богов и витязей прошедших времён. На этом культурном пласте основывалась народная поэтическая традиция: эпический цикл о легендарном британском короле Артуре и образец дружинной поэзии – «Поэма о Беовульфе».

Большой вклад в создание трудов, освещающих деяния варваров, внесли такие писатели, как Иордан (6в. «Гетика» - история готов), Григорий Турский(6в. Галлия, «История франков»), Павел Диакон(8в. «История лангобардов»).

3. «Остготское возрождение» - 5-7 вв. - правление Теодориха (5-6вв.). крупнейшие деятели – Боэций и Кассиодор.

Северин Боэций (ок. 480-524гг.) – «последний римлянин», первый министр Теодориха, поэт, учёный, теоретик музыки.«Утешение философией» - нестабильность времени и земного бытия. «Отец схоластики» - основы средневековой школьной философии. Создал и обосновал тривиум и квадривиум. Фундамент образования – переводы трудов Аристотеля и трактаты Боэция «Наставления к арифметике», «Наставления к музыке», сочинения по логике и теологии. Боэций занимал достойное место в плеяде древних мудрецов, особо почитаемых в средние века. На одном из порталов Шартрского собора во Франции фигура Боэция олицетворяет арифметику, Пифагора – музыку, Евклида – геометрию, Птолемея – астрономию, Цицерона – риторику, Аристотеля – логику. Учебниками Боэция – вплоть до начала нового времени.

Флавий Кассиодор (ок. 490-585) – пытался соединить христианскую теологию и риторическую к-ру. Предложил набор трудов историков для рассмотрения христианства в контексте мировой истории, это прежде всего иудейский историк Иосиф Флавий (1в.) и римский Евсевий Кесарийский (3-4вв.). Главное сочинение – «Варии» - собрание официальных документов, указов, распоряжений королевской канцелярии, ставшее стилистическим образцом официальных бумаг. В своём имении на юге Италии основал виварий – школа, библиотека, скрипторий (мастерская, где переписывались книги).

Равенна – соборы, дворцы, амфитеатры, монументальные гробницы. Достопримечательность – мавзолей Теодориха (ок.526г.) – массивное и суровое сооружение с богатыми фресками и мозаикой (сохранился).

Другой образец строительного ис-ва – мавзолей Галлы Плацидии (византийская царица 5в.). 555г. – византийское завоевание (Юстиниан) – храм Сан Витале. Мозаика: торжественная процессия во главе с Юстинианом и Феодорой. Стремление удлинить пропорции и выразить одухотворённую красоту ликов (смальта, золото).

В конце 6-нач.7вв. Северную Италию завоевали лангобарды – разрушение и общий упадок к-ры.

.Второй центр слияния традиций – Пиренейский п-о. Во 2 половине 5в. – гос-во вестготов. Самостоятельность, контакты с Восточным Средиземноморьем, Южной Италией и Северной Африкой. Традиции римского образования, богатые библиотеки (Севилья). Глава возрождения – Исидор Севильский (ок. 570-636гг.). 20-томный корпус «Этимологии или Начала» - знания по семи искусствам, философии, медицине, географии, химии и др.

4. Империя Каролингов – франкская империя (территория современной Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Южной и Западной Германии, Северной и Средней Италии и Северо-Восточной Испании. Особое могущество – при Карле Великом. Он одним из первых обратился к классическому античному наследию. Латинский язык был использован для объединения, а в школах изучались труды античных авторов и тривиум и квадривиум. При этом сам король был неграмотным.

Культурные реформы Карла проводились в тесной связи с католической церковью. Карл приказал называть его Давидом, а его реформы были начаты с установления единого канонического текста Библии.

Центр к-ры и образования – Аахен. Ко двору были приглашены образованнейшие люди Европы – Павел Диакон из Италии, Теодульф из Испании и др. крупнейшим деятелем «каролингского возрождения» был англосакс Алкуин – монах, советник Карла, просветитель. Большой популярностью в Европе пользовались его трактаты, сам Карл считал себя его учеником.

Вместе с Алкуином в придворной Академии работал личный биограф Карла Эйнхард – автор «Жизнеописания Карла Великого».

В каролингскую эпоху появились новые типы сооружений – бурги, представляющие собой укреплённый военный лагерь, со временем превратившийся в резиденцию феодала. В бурге впервые появляется высокая башня, окружённая рвом и валом, ставшая прообразом будущего донжона. Самым известным архитектурным сооружением эпохи стала дворцовая капелла в Аахене – место хранения государственных и церковных реликвий. За образец была взята византийская церковь Сан Витале. Классические мраморные колонны были заимствованы из Рима и Равенны. Из надписи на саркофаге Карла следует, что капелла посвящена Богоматери. Трон императора располагался непосредственно под куполом, что должно было символизировать божественное происхождение власти.

Живопись представлена, прежде всего, книжной миниатюрой. Наряду с Евангелием излюбленным объектом иллюстрирования был Псалтырь. «Утрехтская псалтырь» (хранится в университетской библиотеке голландского г. Утрехта) – позднеклассическая традиция: использование римских букв и реалистическое изображение фигур. Аахенское Евангелие, Евангелие Эбо – соединение византийского и варварского влияний. Монументальная живопись сохранилась плохо: мозаики и фрески императорских дворцов и епископских резиденций с изображением библейских персонажей, римских полководцев и императоров и каролингских монахов. В них отсутствуют черты индивидуальности, объём, пейзаж.

Скульптура, в основном, представлена статуэтками из слоновой кости.

Каролингская к-ра оказалась недолговечной и пришла в состояние упадка после смерти Карла, когда культурная жизнь сосредоточилась в монастырях.

5. В конце 10в. – новый подъём к-ры в Германии, названный «Оттоновым возрождением». Оттон 1, преодолевший сепаратистские устремления герцогов и прочих крупных феодалов, осуществил успешный поход в Северную Италию, и в 962 г. был коронован папой. В результате захвата Северной и Средней Италии германскими феодалами была образована Священная Римская империя германской нации.

«Оттоново возрождение» связано с распространением образованности среди высших слоёв об-ва и расцветом ис-ва книжной миниатюры, центром которого стал монастырь Райхенау (строгие миниатюры с преобладанием золотого фона).

При Оттоне 1 и Оттоне 2 (973-983) в Германии велось активное строительство церквей и монастырей простых по форме и напоминавших крепости. Оттон 3 (до 1002) возродил римское ис-во бронзового литья: бронзовые двери церкви Св. Михаила.

Архитектура этого периода стала предвестником романского стиля.

6. Скандинавия вплоть до 10 в. оставалась языческой страной. Успешные походы викингов привели к позитивным сдвигам в к-ре скандинавских народов. Быстро развивается руническая письменность. Буквы, которыми пользовались в средних веках северные народы, преимущественно скандинавские, называются рунами.
РУНА (Runa – тайна, таинственные знаки) письмена, бывшие в употреблении у гото-германских племен. Древние скандинавы вырезали руны на камнях; таких надписей сохранилось множество. Эти надписи редко относятся к историческим лицам, но служат лишь пояснением нравов и обычаев бывших обитателей севера и имели первоначально религиозное употребление.
По известию Тацита (в «Германии») руны вырезались на отдельных палочках. Каждая руна имела особое значение: F – fe (серебро), O – ur (искра), Т – tyr (бог войны). Кроме того, рунам приписывали сверхъестественное значение: например буква N – naud предохраняла от измены женщин.
В руническом алфавите звуки не только не следуют в том порядке, как в греческом и латинских алфавитах, но даже имеют совершенно особенный собственный порядок. Поэтому рунический алфавит зовется не алфавитом, а футорком, по первым шести звукам, следующим один за другим (fe, ur, thurs, oss, reid, kaun). и лит-ра героико-эпического характера. Собрание героических исландских песен называется «Старшая Эдда», а прозаических саг – «Младшая Эдда». В их основе – германский фольклор и реальные исторические факты: нашествие гуннов на Бургундию, история готов. В 10 в. зарождается карело-финский эпос «Калевала» (назван и записан в 19 в.).

Важнейший памятник скандинавского поэтического эпоса «Старшая Эдда» представляет собой сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях, основанных на хорошо разработанной языческой мифологии. Эти произведения отображают в поэтической форме не только языческие представления и верования, но также быт и реальные отношения родового общества. Героические песни, входящие в «Эдду», повествуют об исторических событиях, происходивших во времена так называемого «великого переселения народов». Записана «Старшая Эдда» в Исландии, как полагают, в XII в. с появлением там латинской письменности (древнейшая из дошедших до нас рукописей относится ко второй половине XIII в.), но её песни сложены в IX—X вв., а по содержанию многие из них восходят к глубокой древности.

«Младшая Эдда» представляет собой прозаический трактат по скандинавской мифологии и поэтике, написанный в XII в. исландским скальдом и историографом Снорри Стурлусоном.

Особое место в скандинавской средневековой литературе занимают исландские саги — прозаические эпические повествования на исландском языке, складывавшиеся скальдами в устной форме и впервые записанные в XII в.

Саги разнообразны по содержанию. Многие из них представляют собой исторические предания, в которых нашли довольно верное отражение действительные исторические события: например, «Сага об Эгиле» — сказание о знаменитом викинге и скальде X в. Эгиле Скалагримссоне — одна из наиболее достоверных по своему историческому содержанию саг, «Сага о Ньяле», мудром исландском законнике конца X — начала XI в. и кровавой родовой распре, «Сага об Эрике Рыжем», повествующая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки, и др.

Скандинавия стала родиной скальдов – поэтов и викингов одновременно. Скальды – свидетели событий, их поэзия – констатация фактов. Образ викинга.

Шел вождь яр вдоль борта

Всех бил, сея ужас

 

Серп в жатве сеч

Сек жадно меч

Бил ран резец

Клинка конец

И стали рдяны

От стали льдяной

Доспехи в рьяной

Потехе бранной

 

Лезь на киль без страха

Холодна та плаха

Пусть метель морская

Мчит, с тобой кончая.

Не тужи от стужи

Духом будь потуже

Дев любил ты вволю

Смерть лишь раз на долю.

 

Браги Боддасон, Эгиль Скаллагримсон, Снорри Стулусон.

Жанры:

-хвалебная песнь (в честь правителя)

-хулительные стихи (ниды)

-любовная поэзия (мансенг)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зоологическая | Занятие 2. Основы цветовосприятия и установка цветового баланса




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.