Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корнилова Алла Георгиевна

Социальное становление личности

Обучающегося в образовательном учреждении.

Корнилова Алла Георгиевна

д.п.н., профессор, заведующий кафедрой

социальной педагогики педагогического

института Северо-Восточный Федеральный

университет им. М.К. Аммосова

 

Образовательное учреждение как основное звено в социальной системе общества обеспечивает обучение и воспитание обучающихся. Основная цель общего и профессионального учебного заведения – не столько усвоение знаний и умений по разработанным программам, а сколько формирование культурологического развития и становления личности обучающихся, воспитание гражданственности и любви к Родине, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной деятельности. Реализация этой цели предполагает решение определенных задач в каждом образовательном учреждении.

Социализация личности представляет собой многогранный процесс активного участия человека в освоении культуры социальных отношений, в формировании определенных социальных ролей и функций для развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. Мы не совсем согласны с утверждениями отдельных специалистов, считающих, что понятие «социализация личности» имеет смысл, когда индивид понимается как несоциальное существо, так как оно не заменяет и не подменяет собой известных в педагогике понятий «обучение» и «воспитание». Используя это понятие, мы исходим из того, что социализация раскрывает многое в содержании и технологии воспитания и через нее проходит каждый индивид.

В условиях глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, требуется усиление образовательного потенциала общества, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Каждый человек в обществе проходит через образование, обеспечивающее его обучение, воспитание и развитие, и образовательное учреждение выступает частью его жизни и становления его как гражданина страны. Все это обусловливает то, что социализация, определяющая формирование и развитие личности каждого человека, происходит и в образовательных учреждениях. Основное назначение образовательного учреждения – обеспечение благоприятных условий для обучения, воспитания и развития каждого в соответствии с его интересами, потребностями, склонностями, возможностями и способностями. Образование выполняет социализирующую (повышение возможностей успешного приспособления человека к меняющейся действительности) и развивающую (непрерывное обогащение творческого потенциала) личность функции. В контексте социализирующей функции мы на первый план выводим развивающую функцию, которая, на наш взгляд, становится ориентиром для модернизации и становления воспитания в современном образовании. На основе анализа и обобщения публикаций по данной проблеме мы находим, что в них образование характеризуется как:

а) процесс постоянного развития личности как активного субъекта труда, познания, общения;

б) реально функционирующая система государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и профессиональной подготовки человека с учетом общественных потребностей и личных его запросов;

в) как целостная система, направленная на развитие личности и составляющая условие социального прогресса.

Речь в данном случае идет о новом методологическом подходе к образованию как социальному институту, построенном на признании человека наивысшей ценностью.

В постиндустриальном обществе на социальном уровне жизни, где домини­руют социально-экономические структуры, возрастает роль культуры в каче­стве способов и результатов многосторонней деятельности человека в современном обществе. Культурная функция образования как социокультурного института становится приоритетной, чтобы соответствовать новым позитивным тенденциям социально-культур­ного развития, ориентироваться на культурные доминанты совре­менности, такие, как антропоцентризм и демократизм, гуманизм и духовность.

Образование, как показывает анализ изученной литературы, рассматривается в аспекте развития сообщества социальной ориентации (государственного, нацио­нального, регионального образования), а также сохра­нения и развития культурных и цивилизационных форм жизни. Оно призвано способствовать экономическому, социальному, культурно­му развитию через процессы целенап­равленной социализации и инкультурации индивидов.

Благодаря Интернету и телевидению, человек может получить любую информацию, общаться с носителями другой культуры, другого образа жизни. Широко открытая, благодаря Интернету и телевидению, возможность находиться сразу в нескольких временных, исторических, географических, этнокультурных и других пространствах с огромным объемом недифференцированной информации приводит нередко к стрессовым состояниям, ведет к сбоям в творческом развитии детей.

Недаром приоритетные места у обучающихся занимают вещизм, личное благополучие, а непреходящие ценности – труд, совесть, справедливость, добро – все больше оттесняются на задний план. Все это одновременно сопровождается распространением через средства массовой информации разных видов субкультуры, которые в глазах молодежи обладают новизной, зрелищностью, внедряя в сознание растущего человека ориентиры, чуждые общечеловеческим ценностям, вызывая депрессию и психико-эмоциональное напряжение. В данном контексте совершенно справедлива точка зрения Б.С.Гершунского, когда им верно и точно подчеркивается, что современное человечество теряет духовные ориентиры и ценности, стремительно движется к полной нравственной деградации [2]. Решение данных проблем весьма сложное и, прежде всего, требует преодоления стихийной социализации растущих в социально кризисных условиях нашего общества.

Социализация школьников, студентов и всех обучающихся осуществляется в образовательном пространстве учебного заведения, которое имеет свою структуру и ресурсы, соответствующие их типу и виду. Процесс социализации требует структурирования данных ресурсов. В образовательной системе структурирование ее ресурсов есть способ их соединения в целое, связанный с таким их преоб­разованием, установлением взаимосвязей и взаимозависимостей, которые делают возможным создание нового типа и практики образования в их единстве и целостности. Тип образования есть выражение формы его осуществления и является образцом, которо­му соответствует группа образовательных структур, как светское и духовное, общее и профессиональ­ное, основное и дополнительное, гумани­тарное и естественнонаучное и т.д. Все они имеют разные формы и виды обучения, хотя у них социализирующая обучающих функция в системе воспитательной работы имеет общие корни и условия.

Социализация студентов имеет свою специфику, связанную с их возрастным периодом. Как известно, начало студенчества приходится в среднем на возраст 17-18 лет, который является завершающим этапом перестройки организма подростка в организм взрослого человека. Наблюдения показывают у них недостаточную сформированность волевых качеств, слабую социальную активность, неустойчивость ценностных ориентаций, недостаточно развитый внутренний самоконтроль, т.е. они еще сохраняют личностный уровень развития подростков. Все это определяется тем, что способность к саморегуляции, чувство ответственности за принятые решения и другие психические образования все еще находятся в периоде становления. Тем не менее период их обучения – наиболее эффективный с точки зре­ния их личностной социализации, профессионально-трудового и духовно-нравственного становления.

Все это свидетельствует о периоде кризиса юности, что совпадает со студенческим возрастом. Данный кризис связан с вхождением в новый образ жизни, который требует по-другому отнестись к социуму, людям и с фактическим разрывом подросткового идеала и новой реальности, связанной с выбранной молодым человеком профессиональной деятельностью. Как видно, студенчество представляет собой специфический социально-демографический слой молодежи, обладающий едиными эмоционально-психологическими и мо­ральными ценностями, имеющий свой общественный статус, систему жизнедеятельности, значимости в жизни страны. И в социально-педагогическом процессе за годы учебы в профессиональном учебном заведении вырабатывается то специфическое мо­лодежное сознание, те нормы поведения, которые воспринимаются как результат их социализации.

Традиционное образование готовит человека к решению задач в стандартных ситуациях, что противоречит условиям динамичности, присущим современному миру. Поэтому стратегия современного образования направлена на субъективное развитие и саморазвитие личности, устойчивой к внешним манипуляциям, способной осуществлять инновационные процессы. Саморазвитие основывается на философии «самости», согласно которой че­ловеку отводится роль не только активного преобразователя окружающей сре­ды, но и творца самого себя. Саморазвитие как процесс реализации сущностных сил человека связано не столько с раскрытием природных способностей, сколь­ко с самовосхождением, целенаправленным свободным самосозиданием. В основе всего этого лежит такое качество личности современного растущего человека как самостоятельность. Она обеспечивает самореализацию индивида, его жизненное самоопределение, которое социологами рассматривается как результат социализации человека, вхождения его в социальные структуры общества.

В педагогической теории издревле обращалось внимание на необходимость поддержки активности и самостоятельного развития ученика с учётом его способностей и склонностей. Однако традиционное образование стремилось втиснуть человека в наперёд заготовленные рамки, вести по проторенной дорожке. В результате, как отмечает М.К.Мамардашвили, из года в год разрушалось воспитание воли и способности к самостоятельным усилиям, что ведет к убыванию критичности мышления и умения ориентироваться в жизни [3]. В связи с этим он обозначает стоящую перед образованием задачу: превратить безответственный мир в мир ответственности, открывая дорогу самостоятельной силе, свободному внутреннему слову, самостоятельной мысли в человеке. Это сегодня реальная потребность современного общества.

Отсюда в процессе проводимой нами опытной работы особое место занимало и занимает формирование и развитие самостоятельности обучающихся, что синхронно со стратегией развития современного образования. Становление самостоятельности основано на росте самосознания личности. Отсюда в процессе социализации немаловажной задачей является формирование и развитие социального самосознания ученика. При этом показателем самосознания, саморегуляции выступают, по Е.В.Бондаревской, социальные факторы, общественно значимые поступки, т.е. осознание учеником своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе [1].

Исследователи отмечают, что самосознание личности есть целостная оценка себя и своего места в жизни, а сознание выступает как ориентировка человека в окружающем мире. Обобщение эмпирического опыта показывает, что социальное самосознание обучающихся формируется и развивается, когда социализация направлена на совершенствование их личностных качеств. Личностные качества индивида развиваются, когда он включен в процесс осмысления и осознанного участия в реальной жизни. Обеспечение внутреннего стремления к созиданию и сотворению предметов материальной и духовной значимости, в которых реализованы самые глубинные сущностные ипостаси собственного «Я», представляет созидание у воспитуемых ценностей творчества. В результате воспитанник учится соотносить свои установки и ориентации с жизненными позициями других людей, умению встать на эти позиции в процессе общения.

Все это говорит о том, что социализация в образовательном учреждении обеспечивает, чтобы каждый обучающийся осознавал свою роль и место на Земле, ответственность за общественно-политические, социально-экономические нововведения в жизнь.

В целом, социализация обучающихся, их социальное воспитание представляет собой интегративный процесс педагогически регулируемой комплексной системы взаимодействия образовательных учреждений и функционирующих в социуме хозяйственных, социальных, научных, культурных и других учреждений и коллективов в обеспечении оптимальных условий жизнедеятельности и развития личности субъектов социально-педагогического процесса.

 

Литература

 

1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич. – Ростов-на-Дону, 1999.

2. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С.Гершунский. – М.: Флинта, 1998.

3. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К.Мамардашвили. - М.: Прогресс, 1992.-415с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответственность Сторон | Различные подходы к понятию здоровья. Критерии и факторы здоровья. Понятие физического, психического и социального здоровья.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.