Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Холдинг






Под холдингом понимается такое юридическое лицо любой организационно-правовой формы, в состав имущества которого входят и (или) в управлении которого находятся доли (акции) в имуществе иных юридических лиц, обеспечивающие ему право принятия или отклонения решений, принимаемых их высшими органами управления. Целью создания холдинга является консолидация контрольного пакета акций, укрепление производственных связей и обеспечение структурной целостности отрасли, внедрение рыночных методов управления приватизированными предприятиями.

Холдинги целесообразно создавать в отраслях, имеющих высокий удельный вес акционированных предприятий. На первом этапе - посредством передачи или продажи, а впоследствии - только посредством продажи части акций предприятий.

В составе холдинга формируется исполнительный аппарат (дирекция).

По организационным признакам холдинг- это ассоциация хозяйствующих субъектов, объединяющихся для достижения общих целей, а по форме собственности - преимущественно акционерная. Специфика холдинга заключается в том, что он представляет собой форму централизованного распределения капитала и прибыли чаще всего на цели развития участников объединения при одновременной их организационной самостоятельности, каковыми являются предприятия со статусом акционерных обществ.

Холдинговая компания:

- позволяет сохранить целостность производственного комплекса, добиваться значительной централизации капитала по сравнению с совокупностью отдельных предприятий и таким образом создавать высокие потенциальные возможности варьировать финансовыми ресурсами в целях проведения совместной эффективной инвестиционной политики в пределах компании;

- имеет возможность создания замкнутых технологических цепей вплоть до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя;

- экономит на маркетинговых, торговых и других услугах (например, через возможность получения скидок за счет оптовых закупок);

- использует преимущества диверсификации производства в целях снижения риска и смягчения кризисных последствий. Например, первоначально финансовая группа акционерных обществ холдинга может прямо или косвенно дотировать отдельную компанию, выходящую на новый для этой финансовой группы рынок;

- имея единую налоговую и финансово-кредитную политику, осуществляет эффективный финансовый контроль над производством, несмотря на то, что в холдинге занят капитал, намного больший, чем собственный капитал материнской компании;

- осуществляя консолидацию финансовой отчетности в рамках всей компании, имеет возможность выработать стратегию наименьших налогов через перераспределение прибыли между участвующими субъектами хозяйствования с тем, чтобы наибольший доход получали те из них, которые пользуются налоговыми льготами;

- может повысить прибыль, используя разницу в курсе акций, по которому контролируются акции материнской и дочерних компаний, а также возможности прямых финансовых спекуляций (материнская компания, завысив (занизив) курс акций дочерней фирмы, может продавать (закупать) некоторое количество ее акций).

В нашей стране холдинги целесообразно создавать в форме открытых акционерных обществ, деятельность которых регулируется законами и постановлениями, принятыми по отношению к акционерным обществам.

Для Беларуси, как и для большинства стран, возможен перспективный вариант, при котором роль материнской компании берут на себя банки и иные финансовые институты, объединяющие под своим началом сельскохозяйственные, промышленные, торговые, финансовые, инвестиционные, страховые компании и осуществляющие контрольно-управленческие функции с помощью финансово-кредитных рычагов. Однако действующее законодательство не предусматривает для банков осуществления такой деятельности.

Перспективы холдинговых компаний в Беларуси непременным образом должны быть связаны с постепенным развитием как государственных, так и частных организационных форм, образуемых по мере роста количества акционерных предприятий, усиления процессов их объединения, слияния, формирования рыночной инфраструктуры.

Классификация холдингов.

По формам собственности среди холдингов можно выделить:

1.Холдинг акционерной формы собственности, созданный на базе акционерных обществ и функционирующий по правилам рынка при косвенном регулировании экономических отношений со стороны государства.

2.Холдинг акционерной и частной форм собственности, функционирующий на условиях холдинга первого типа.

3.Холдинг государственной, акционерной и частной форм собственности, обеспечивающий выполнение разнообразных задач, которые ставятся государством перед субъектами хозяйствования, входящими в холдинговую систему, в соответствии с национальными интересами.

По функциям, характеру деятельности холдинговые компании подразделяются на три группы:

1.Чистый холдинг - холдинговая компания, владеющая контрольными пакетами акций, которая не имеет другого вида основной деятельности кроме финансового контроля и управления дочерними, как правило, акционерными обществами. Такого типа холдинг осуществляет исключительно инвестиционную деятельность путем передачи имущества (собственные и заемные денежные средства, ценные бумаги, оборудование, технологии) в уставный фонд субъектов хозяйствования. В соответствии с законодательством ему запрещается заниматься сбытом продукции подконтрольных субъектов хозяйствования, а также регулировать цены на эту продукцию.

2.Смешанный холдинг - холдинговая компания, которая кроме функций финансового контроля, инвестиционной деятельности и управления занимается предпринимательской деятельностью - агропромышленной, промышленной, торговой, транспортной, кредитно-финансовой и др. Смешанный холдинг является одной из форм организации финансового капитала, объединяя под своим контролем коммерческие банки, агропродовольственные промышленные и торговые предприятия, инвестиционные, страховые и прочие общества.

3. Промежуточный холдинг (субхолдинг) - отдельное общество, которое является держателем контрольного пакета акций отдельной группы предприятий чистого или смешанного холдинга, осуществляет общее финансовое руководство и выполняет специфические задачи, например, инвестиционной, инновационной, консалтинговой деятельности. Тресты и концерны развитых стран, в особенности широко диверсификационные международные корпорации, часто используют промежуточные холдинги с целью контроля и руководства группами договорных обществ, выделяемых по какому-либо признаку (географическому, отраслевому, функциональному и др.).

По формам финансовых связей, существующим между фирмами, можно выделить три типа холдинговых компаний:

- финансовые связи между " материнскими" и " дочерними" обществами имеют односторонний характер - или " сверху", или " снизу", но между " дочерними" фирмами финансовые связи отсутствуют;

- финансовые связи между " материнскими" и " дочерними" обществами носят тот же односторонний характер, но при этом существуют финансовые связи между " дочерними" обществами;

- между " материнскими" и " дочерними" обществами, а также между " дочерними" имеются многосторонние связи.

По территориальному признаку холдинги подразделяются на региональные, которые формируются в пределах определенной области, и межнациональные, которые создаются в форме транснациональных (межгосударственных) компаний.

Межнациональные холдинги (типа совместных и смешанных предприятий) характеризуются тем, что в их уставном фонде участие принимает не только отечественный, но и иностранный капитал. Как свидетельствует мировой опыт, межнациональные холдинговые компании в настоящее время развиваются столь активно, что можно говорить о формировании системы транснациональных холдингов и объединений, все более контролирующих мировую торговлю.

Структура холдинговых компаний включает:

- материнскую (головную) компанию, которая формирует цели развития холдинга, осуществляет выработку стратегии, координирует и обеспечивает коммуникационные связи между субъектами холдинговой системы, ведет инновационную деятельность, единое финансовое управление в целях оптимального распределения и использования ресурсов, а также привлечения капитала;

- дочерние общества, как правило, акционерные компании, занятые непосредственно производственно-бытовой деятельностью;

- инфраструктуру холдинговой компании: банки, венчурные, финансовые, инвестиционные, страховые, консалтинговые, экспертные и аудиторные компании, центры экономических исследований, учебные центры и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.