Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 3. Изучение подчинения авторитету






Представьте, что вы хотите в наше время изучить особенности подчинения авторитету и планируете использовать процедуру, подобную разработанной Милграмом.

В частности, вашей целью является проверить, повторятся ли результаты, полученные в оригинальном исследовании, 25 лет спустя. Как вы обоснуете эксперимент для исследовательского комитета и какие изменения внесете в процедуру Милграма? Используя шаблон, приведенный ниже, разработайте документ для получения согласия на участие в вашем исследовании.

Историческая справка:

Исследование феномена подчинения Милгрэма показывает, почему психологи в начале эксперимента утаивают информацию об истинных целях Милгрэм сообщил участникам, что изучается влияние наказания на процесс обучения. Учителя (настоящие участники) сообщали ученикам набор организованных по парам слов и думали, что действительно применяют электрошок, когда ученик ошибается при воспроизведении. Конечно, Милгрэма интересовало совсем не обучение. Он хотел выяснить, будут ли участники а) продолжать применять электрошок по мере увеличения напряжения, при контакте с теми учениками, которые явным образом чувствуют дискомфорт и не могут запомнить много; б) не станут подчиняться экспериментатору и прекратят эксперимент. В результате лишь немногие участники отказались подчиняться приказам.

В этом исследовании 20 человек из 40 продолжали применять шок даже после того, как уровень напряжения достиг 450 вольт, и никто не отказался следовать приказу, пока напряжение не достигло 300 вольт (Milgram, 1963). Если бы Милграм предупредил участников, что он проверяет, будут ли они подчиняться неразумным приказам, то наверняка он не получил бы такие результаты.

Пример документа о согласии на участие в эксперименте с участием людей:

Процедура

• Экспериментатор описывает общий смысл эксперимента и спрашивает о согласии участвовать в нем.

• Субъект читает документ, задает вопросы, а затем подписывает или не подписывает документ.

• После дебрифинга участник подписывает окончательную версию документа.

• Участник получает копию документа.

Эксперимент по построению когнитивных карт

Цель данного исследования - определить, насколько точно люди могут указывать географическое местоположение. Если Вы примете участие в эксперименте, Вас попросят передвигать похожий на компас предмет так, чтобы одна стрелка указывала в направлении определенных внешних объектов. Также Вас попросят охарактеризовать степень вашей уверенности в принятом решении. Задание займет около 15 минут. Предположения, проверяемые в данном эксперименте, будут объяснены Вам по окончании участия в исследовании. Если у Вас имеются вопросы или сомнения по поводу Вашего участия или исследования в целом, обращайтесь к ____________________________________________________________.

************************************************************

Я ознакомился с описанием эксперимента по построению когнитивных карт и добровольно соглашаюсь участвовать в нем. Я осознаю, что меня попросят указать местоположение различных географических мест и полностью объяснят цель исследования по окончании моего участия. Я осознаю, что в любой момент могу безнаказанно выйти из эксперимента, и что мое участие в нем и записи об этом будут храниться строго конфиденциально. По окончании эксперимента (обведите нужное):

требуется не требуется

краткое описание полученных результатов.

______________________________ ______________

Подпись участника Дата

По окончании эксперимента мне предоставили исчерпывающее объяснение исследования и ответили на все мои вопросы.

______________________________ ______________

Подпись участника Дата

 

Вариант 2. Психологические гипотезы

Дайте развернутые ответы по следующим пунктам:

1. Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез

2. Уровни гипотез: теоретические, исследова-тельские (в смысле «рабочие»), экспериментальные (включая контргипотезу) и статистические.

3. Роль экспериментальной гипотезы в дедуктивном выводе и некоторые ошибки в логике психологических обобщений.

4. Конкурирующие теории и так называемая третья конкурирующая гипотеза.

5. Приведите пример экспериментального исследования из любой отрасли психологии, имевшего место в реальности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для приведенных исследований определите нулевую гипотезу (Н0) и сделайте предположение об альтернативной гипотезе (Н1), т.е. изложите возможный ход исследования.

 

Задание 1. В исследовании способности людей опознать ложь мужчины и женщины – участники исследования – пытаются обнаружить обман в записанных на видео высказываниях женщин (в одних случаях они говорят правду, а в других - обманывают).

Задание 2. В исследовании восприятия младенцам дают привыкнуть к обычным изображениям человеческих лиц, а затем им показывают несколько неправильные лица, чтобы определить, видят ли они разницу.

Задание 3. Пациентов с депрессией и без нее просят высказать предположение о том, смогут ли они преодолеть лабиринт в человеческий рост.

Задание 4. Несколько спортсменов проходят тренинг формирования зрительных образов по новой методике непосредственно перед тем, как бить пенальти. Их результаты сравниваются с результатами других спортсменов, не проходивших тренинг.

 

Задание 5. Вспомните фундаментальное открытие, сделанное Милгрэмом при исследовании подчинения. Взрослые мужчины полностью подчинялись приказу применить электрошок к «обучающимся» в наказание за ошибки. Более половины участников повысили силу тока до 450 вольт. Представьте, что вы входите в исследовательскую группу Милгрэма и первое исследование завершено.

1. Имея результаты первого исследования, как вы построили бы следующее? 2. Как вы думаете, что произойдет (т. е. какова ваша гипотеза)?

Придумайте не меньше трех различных вариантов процедуры исследования, которая увеличит наши знания о факторах, обусловливающих подчинение.

Вариант 3. Зависимые и независимые переменные психологического эксперимента.

Дайте развернутые ответы по следующим пунктам:

1. Парадоксы Карла Поппера по вопросу использования критериев «рациональности» при эмпирической проверке гипотез.

2. Соотношение типов теоретических гипотез в психологии по их «эмпирической нагруженности».

3. Конкурирующие теории и так называемая третья конкурирующая гипотеза. Понятие открытости экспериментальной гипотезы для дальнейших проверок.

4. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод при проверке психологических гипотез, предполагающий определенные планы сбора данных и контроль способов интерпретации.

5. Некоторые ошибки в логике психологических обобщений.

6. Приведите пример экспериментального исследования из любой отрасли психологии, имевшего место в реальности.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

В описанных исследованиях выявите независимые переменные, их значения и зависимые переменные. Определите, являются ли независимые переменные управляемые или неуправляемыми.

Задание 1. В исследовании эффективности нового лекарства для лечения депрессии одни участники принимали его, а другие думали, что принимают. Третья группа участников не подвергалась экспериментальному воздействию. По окончании программы участники заполнили Опросник депрессии Бека, а затем эксперты оценили по 10-балльной шкале уровень их депрессии.

Задание 2. В исследовании обусловливания, проведенном Павловым И.П., у голодных животных вырабатывался условный рефлекс слюноотделения при звуковом сигнале, связанном с получением пищи. Одним животным, прежде чем выдать еду, предъявляли сигнал, а затем снова выключали его. На других животных воздействовали сигналом до самого кормления. Третья группа животных получала еду до включения сигнала. Экспериментаторы отмечали начало саливации и ее объем для определенного промежутка времени.

Задание 3. В исследовании когнитивных карт сравнивалась способность первокурсников и студентов старших курсов точно указывать местоположение зданий студенческого городка. Некоторые здания располагаются в центре городка поблизости от дорог, по которым часто ходят студенты, а другие – на периферии студенческого городка. Участников исследования попросили оценить (по шкале от 1 до 10) степень уверенности в том, что они правильно указали направление, и записать количество ошибок (в процентах).

Задание 4. В исследовании по психолингвистике развития двух-, трех- и четырехлетним детям показывали кукол и просили разыгрывать отдельные сценки, чтобы определить, способны ли они использовать определенные грамматические правила. В одних случаях детей просили разыгрывать сценки, используя активный залог (Маша кормила Катю), а в других -используя пассивный залог (Катя была накормлена Машей). Оценивалось, правильно ли дети разыгрывают эти две сценки и как быстро они приступают к игре.

Задание 5. В исследовании способностей к запоминанию лабиринта одни крысы на протяжении 30 попыток получали корм после прохождения лабиринта, другие корма не получали, третьих не кормили на протяжении первых 15 попыток, но кормили в конце следующих 15 раз, а последнюю группу крыс кормили первые 15 раз и не кормили вторые 15 попыток. Исследователь отмечал все сделанные ошибки (неправильные повороты в лабиринте) и время прохождения лабиринта.

Задание 6. В исследовании, посвященном готовности к оказанию помощи, к посетителям торгового центра подходит либо хорошо одетый студент, либо неряшливый и спрашивает, где находится туалет или ближайшее кафе. Расположившийся неподалеку экспериментатор отмечает, была ли оказана помощь.

Вариант 4. Внешние переменные и их контроль

Дайте развернутые ответы по следующим пунктам:

1. Внешние переменные.

2. Артефакты в психологическом исследовании.

3. Балансировка внешних переменных.

4. Контрбалансировка внешних переменных.

5. Приведите пример экспериментального исследования из любой отрасли психологии, имевшего место в реальности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для приведенных ниже исследований определите независимые и зависимые переменные, значения, принимаемые независимыми переменными, укажите возможные внешние переменные, которые могут привести к артефактам.

Задание 1. Исследователь хочет определить способность страдающих шизофренией пациентов определять длительность различных событий. Выдвинута гипотеза, что сильный шум будет снижать точность. Проверка участников проводится двумя способами: одних участников исследуют в условиях «тишины» в маленькой звуконепроницаемой комнате, которую используют для проверки слуха, а других - в комнате медицинского персонала, где играет музыка. По причине существующего расписания пациенты, которым не разрешено самостоятельно покидать палаты (т.е. немного более опасные), могут участвовать в исследовании только в. понедельник, а те, которые могут свободно передвигаться (т.е. немного менее опасные), - только в четверг. Кроме того, в четверг проводится проверка слуха, поэтому звуконепроницаемая комната может использоваться только в понедельник.

Задание 2. Экспериментатор хочет определить, улучшится ли память у людей, использующих визуальные образы. Участники (женщины) разделяются на две группы – в первой используют технику создания визуальных образов, а во второй запоминают путем механического повторения. Первой группе предлагают для изучения список из 20 существительных, обозначающих конкретные понятия (для них легче, чем для абстрактных, сформировать образы), а второй – 20 абстрактных слов (таких, которые особенно легко произносить, а следовательно, повторение не составит труда), имеющих такую же частоту общего использования, как и конкретные слова. Для согласования метода представления слов со способом их запоминания участникам из первой группы слова демонстрируют визуально (на экране компьютера). Для контроля возможной «компьютерофобии» участники из второй группы также сидят у экранов компьютеров, запрограммированных на чтение слов. После прослушивания соответствующих наборов слов участникам дается 60 секунд на их воспроизведение в произвольном порядке.

Задание 3. Социальный психолог изучает готовность к оказанию помощи другим людям. Он пригласил двух аспирантов участвовать в эксперименте. Первый (Сергей) хорошо одевается, а второй (Игорь) не слишком заботится о своей внешности. В ходе эксперимента к посетителям в магазине подходит либо хорошо одетый Сергей, либо потрепанный Игорь и просит 3 руб. на чай. Экспериментатор фиксирует, дают ли покупатели деньги. Исследование проводится с 8 до 9 часов вечера, причем Сергей работает в понедельник, а Игорь - в четверг.

Задание 4. Фирма, проводящая тестирование, пытается выяснить, можно ли новой клюшкой для гольфа (клюшка 1) посылать мяч дальше, чем это делают с помощью клюшек трех других конкурирующих торговых марок (клюшки 2-4). Для этого набрали 20 добровольцев – мужчин, профессионально играющих в гольф. Каждый гольфер наносит 50 ударов клюшкой 1, затем клюшкой 2, далее 50 клюшкой 3 и 50 клюшкой 4. Для большего реализма эксперимент проходит на настоящей площадке для гольфа. Используются первые четыре лунки – участник совершает первые 50 ударов от первой метки для мяча, затем 50 от второй и т.д. Первые четыре лунки находятся на расстоянии 10-15 метров, попадание в каждую дает 4 очка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М.: Академия, 2005. – 368 с.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. -СПб.: Питер, 2002.-319 с.

Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -164 с.

Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2003. – 480 с.

Вариант 5. Экспериментальные планы

Дайте развернутые ответы по следующим пунктам:

1. Виды и формы экспериментального контроля.

2. Доэкспериментальные планы.

3. Истинные экспериментальные планы.

4. Квазиэкспериментальные планы.

5. Эксперимент в школе Курта Левина.

6. Приведите пример экспериментального исследования из любой отрасли психологии, имевшего место в реальности.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для приведенных исследований запишите их план в виде схемы:

Задание 1. В исследовании способности людей опознать ложь мужчины и женщины – участники исследования – пытаются обнаружить обман в записанных на видео высказываниях женщин (в одних случаях они говорят правду, а в других - обманывают).

Задание 2. В исследовании восприятия младенцам дают привыкнуть к обычным изображениям человеческих лиц, а затем им показывают несколько неправильные лица, чтобы определить, видят ли они разницу.

Задание 3. Пациентов с депрессией и без нее просят высказать предположение о том, смогут ли они преодолеть лабиринт в человеческий рост.

Задание 4. Несколько спортсменов проходят тренинг формирования зрительных образов по новой методике непосредственно перед тем, как бить пенальти. Их результаты сравниваются с результатами других спортсменов, не проходивших тренинг.

 

Для приведенных исследований укажите независимые переменные, их значения, выявите зависимые переменные и назовите, какой экспериментальный план был использован:

 

Задание 5. В исследовании, посвященном изучению влияния булимии на восприятие размера тела, две группы женщин одного возраста (члены одной из групп страдали булимии, а второй - нет) рассматривают серию рисунков, изображающих женщин разного размера, и указывают, какой размер более всего соответствует их восприятию собственного тела.

Задание 6. Три группы дошкольников (случайным образом распределенные по 50 человек в группу) участвуют в исследовании, посвященном изучению настойчивости при выполнении заданий, в котором варьируется время до получения вознаграждения. Детям во всех трех группах раздали трудные головоломки и попросили собирать их, пока не надоест. Одной группе сказали, что по окончании работы все получат по шоколадке. Вторая группа получит шоколадки через два дня после окончания эксперимента, а третья - через 4 дня.

 

Задание 7. Для изучения воздействия тесноты на решение задач участников просили решить серию словесных головоломок, находясь при этом либо в больших, либо в маленьких комнатах. Чтобы получить одинаковое среднее значение вербального интеллекта в группах, исследователи измерили вербальный интеллект участников, а затем распределили их по двум условиям.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М.: Академия, 2005. – 368 с.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. -СПб.: Питер, 2002.-319 с.

Корнилова Т.В., Шуранова О.И. Корреляционные исследования: пути приближения к причинному анализу//Вестн. МГУ. -Сер. 14. Психология. -1987. -№ 4. -С. 58-69

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М.: Прогресс, 1980. -С. 34-240

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Учебное пособие/Под ред. Т.В. Корниловой. – М.: Форум; Инфра-М, 1998. – 295 с.

Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина//Вестн. МГУ. -Сер. 14. Психология. -1987. -№ 1. -С. 47-61.

 

Вариант 6. Валидность экспериментальных исследований

Дайте развернутые ответы по следующим пунктам:

1. Планирование эксперимента как условие реализации валидного вывода.

2. Планирование и внутренняя валидность эксперимента.

3. Артефактные выводы в результате плохой валидности эксперимента.

4. Экспериментальный контроль и внешняя валидность.

5. Представление о конструктной и операциональной валидности.

6. Контроль смешений в психологическом эксперименте.

7. Приведите пример экспериментального исследования из любой отрасли психологии, имевшего место в реальности.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Задание 1. Определите тип экспериментального плана и укажите источники невалидности для него:

 

X O

Задание 2. Определите тип экспериментального плана и укажите источники невалидности для него:

 

O X O

 

Задание 3. Определите тип экспериментального плана и укажите источники невалидности для него:

 

R O X O

R O O

 

Задание 4. Определите тип экспериментального плана и укажите источники невалидности для него:

 

X O

O

 

Задание 5. Определите тип экспериментального плана и укажите источники невалидности для него:

R X O

R O

 

Задание 6. Определите тип экспериментального плана и укажите источники невалидности для него:

 

O1 O2 O3 X O4 O5 O6

Задание 7. Определите тип экспериментального плана и укажите источники невалидности для него:

 

X1 O X0 O X1 O X0 O и т.д.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М.: Академия, 2005. – 368 с.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2002.-319 с.

Корнилова Т.В., Шуранова О.И. Корреляционные исследования: пути приближения к причинному анализу// Вестн. МГУ. - Сер. 14. Психология. -1987. -№ 4. -С. 58-69

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М.: Прогресс, 1980. -С. 34-240

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Учебное пособие / Под ред. Т.В. Корниловой. – М.: Форум; Инфра-М, 1998.

Носс И.Н., Васина Н.В. Введение в практику психологического исследования. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 348 с.

Общий практикум по психологии: психологический эксперимент / Под ред. М.Б. Михалевской, Т.В. Корниловой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. -50 с.

 

Вариант 7. Корреляционное исследование

Дайте развернутые ответы по следующим пунктам:

1. Корреляционный подход как метод «пассивно наблюдающего» исследования.

2. Корреляция и ковариация.

3. Факторные эксперименты.

4. Приведите пример экспериментального исследования из любой отрасли психологии, имевшего место в реальности.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Задание 1. Дайте описание и возможные варианты интерпретации корреляционной взаимосвязи, полученной в результате исследования.

Существует положительная корреляция, равная 0, 7, на уровне значимости р=0, 03, между уровнем авторитарности матери и застенчивостью ребенка.

 

Задание 2. Дайте возможные варианты интерпретации корреляционной взаимосвязи, полученной в результате исследования.

Место, занимаемое студентом в классе, коррелирует с его оценками – чем ближе к преподавателю сидит студент, тем выше его оценки.

 

Задание 3. Дайте описание и возможные варианты интерпретации корреляционной взаимосвязи, полученной в результате исследования.

Существует положительная корреляция равная 0, 3, на уровне значимости р=0, 08, между объемом домашней библиотеки и средним баллом успеваемости студента в университете.

 

Задание 4. Дайте описание и возможные варианты интерпретации корреляционной взаимосвязи, полученной в результате исследования.

Существует отрицательная корреляция, равная 0, 65, на уровне значимости р=0, 043, между депрессией и уровнем физической подготовки.

 

Задание 5. Дайте возможные варианты интерпретации корреляционной взаимосвязи, полученной в результате исследования.

Счастливые в браке пары обычно имеют больше сексуальных контактов (друг с другом), чем несчастливые.

 

Задание 6. Дайте описание и возможные варианты интерпретации корреляционной взаимосвязи, полученной в результате исследования.

Существует отрицательная корреляция, равная 0, 87, на уровне значимости р=0, 015, между оценками по школьному предмету и боязнью контрольных работ по нему.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.