Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ограничение и обобщение понятий






Ограничить понятие – логическая операция перехода от родового понятия к видовому путём добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков. Дано понятие «населённый пункт». Ограничив его, получим понятия: «город», «столица», «столица Индии». Мы видим, что при ограничении понятия происходит переход от понятия с большим объёмом к понятию с меньшим объёмом, т.е. от рода к его виду и от вида к подвиду. При этом добавляются новые признаки, позволяющие сузить объём данного понятия.

Обратная ограничению операция обобщения понятия состоит в переходе от видового понятия к его родовому понятию, т.е. от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. Эта операция совершается путём отбрасывания видообразующего признака (признаков). Например, обобщая понятие «сиамская домашняя кошка», получим следующие понятия: «домашняя кошка», «кошка», «млекопитающее животное», «позвоночное животное», «животное». «организм».

Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующего признака (признаков).

 

Суждение

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметами или об отношениях между предметами. Примеры суждений: «Все феодалы – эксплуататоры», «Некоторые деревья не являются лиственными».

В простом суждении имеются субъект (S), предикат (Р), связка и квантор. В суждениях «Все студенты являются учащимися высших учебных заведений», «Некоторые электростанции являются атомными» Субъектами являются соответственно понятия «студент» и «электростанции»; предикатами – «учащийся высшего учебного заведения» и «атомная электростанция».

Субъект суждения – это понятие о предмете суждения. Предикатом суждения называется понятие о признаке предмета. Связка может быть выражена одним словом (есть, суть, является), или группой слов, или тире. Перед субъектом суждения иногда стоит кванторное слово: «все», или «ни один», или «некоторые» и др. Кванторное слово указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятию или его части.

 

Вопросы-суждения

Мыслить – значит уметь анализировать и обобщать. Процесс познания начинается с вопроса. Анализ и синтез представляют собой нерасторжимое единство противоположностей (первый закон диалектики). Вопрос отражает анализ; ответ отражает обобщение. Поэтому вопрос предполагает ответ. Вопросы делятся на проблемные и непроблемные. Проблемные вопросы требуют решение, исследование. Среди проблемных вопросов выделяются вопросы-суждения. В вопросах-суждениях можно чётко не разграничивать субъект и предикат суждения, заменив их на 1-ое и 2-ое понятия.

 

1-ое понятие  
2-ое понятие
Глагол - связка
?
C

 

Рис. 7. Структура вопроса-суждения

 

Буква «С» означает вопросительное слово из синонимического ряда вопросительных слов, используемых в вопросах – суждениях.

Синонимический ряд содержит только 7 вопросительных слов. Это число вопросов достаточно для отражения четырёх существенных признаков окружающего мира (структура, движение, развитие, сохранение исходной основы) и 3 законов диалектики (единства противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания).

 

Синонимический ряд вопросительных слов:

 

1. Почему………………?

2. Чем объяснить, что ……………?

3. Когда……………….?

4. В каком случае………………….?

5. Как доказать, что………………?

6. Вследствие чего…………………….?

7. Каким образом…………………?

Прим.: при сравнении применяем вопрос «Каким образом?»

 

Приведём пример анализа исследуемого вопроса.

Причинность и детерминизм.

Детерминизм (от лат. determino - определяю), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

Противоположное понятие - индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности.

Раскрываем объём данного понятия, т.е. отвечаем на вопрос: «Каким бывает?» Для этого выявляем основание (признак) деления. Основание деления обозначаем римскими цифрами. Подклассы (результат) деления – арабскими.

Детерминизм

I. Научная область применения

1. Физический

2. Органический

3. Социальный

II. Методологическая основа

1. Домарксистский (метафизический)

2. Марксистский (диалектический)

Далее, в соответствии с требованиями к выполнению контрольной работы, формулируем вопросы – суждения по представлен-ной выше схеме.

1. Каким образом детерминизм и причина связаны между собой с позиций диалектического детерминизма?

2. Почему порождённая действительность предстаёт в случайной форме?

3. Чем объяснить, что за случайной формой скрывается необходимое содержание?

4. Вследствие чего причина реализуется в определенной форме?

5. Как доказать, что категория причинности тождественна категории необходимости?

6. Каким образом между необходимостью и случайностью устанавливается диалектическое единство противоположностей?

7. В каком случае исследователь фиксирует функциональную детерминацию в какой-либо совокупности?

8. Каким образом повторяемость, устойчивость, целостность и непрерывность, направленность появляются в категории необходимости и в категории случайности?

9. Чем объяснить, что интерпретации термина «детерминированная система» в ряде научных дисциплин не оправданы с мировоззренческих и методологических позиций?

10. Каким образом метафизический монизм отличается от диалектического монизма?

11. Как доказать, что плюрализм и диалектический монизм – противоположные понятия?

12. Как доказать, что плюрализм выступил идеологической платформой для формирования философии постмодернизма?

13. Когда плюрализм стали отождествлять с политической демократией?

14. Каким образом современное естествознание доказывает несостоятельность онтологического плюрализма?

15. Почему позитивистская «теория факторов» закрывает возможность системного анализа исторического процесса?

16. Почему познание и мышление в целом основано на детерминистической концепции?

17. Как доказать, что три альтернативы:

лапласовский детерминизм – индетерминизм

необходимость – свобода

абсолютный монизм – плюрализм

являются ложными?

18. Когда проблемы закономерности разрабатывались в трудах французских историков?

19. Чем объяснить, что теория марксизма выступает против теории позитивизма?

20. Каким образом учение детерминизма отличается от учения индетерминизма?

21. Каким образом волюнтаризм отличается от фатализма?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.