Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития науки управления производством






 

Наука об организации и управлении производством (производственный менеджмент) в современном ее понимании возникла во второй половине XIX века, когда появилась крупная машинная индустрия с развитым разделением и специализацией труда. В 1910-е гг. получил распространение термин «производственный менеджмент», который отражал совокупность научных подходов к управлению производством, сводившихся к управлению детерминированными производственными процессами.

Менеджмент в истекшем ХХ столетии прошел интенсивный путь. Принято выделять не­сколько этапов его развития, которым соответствует своя научная школа управления. В настоящее время американские исследователи говорят о пяти школах теории управле­ния:

1) «классическая» школа, или рационалистическая школа управления производством;

2) доктрина «человеческих отношений»;

3) «эмпирическая» школа;

4) школа «социальных систем»;

5) «новая» школа науки управления.

 

1. «Классическая» теория организации и управления

Эту школу сформировали в последнем десятилетии XIX века и развили американские инженеры-рационализаторы – Д. Вартон, Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, К. Барт, Г. Эмерсон и др. У ее истоков стоял американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), по име­ни которого она и была названа. Ныне ее также называют «рационалистической школой».

Еще в 1903 году Ф. Тейлор издал свою первую научную работу «Ценовой менедж­мент», а несколько позже – в 1911 году - «Принципы научного менеджмента». В этих работах Ф. Тей­лор излагает свое понимание основных концепций научного управления.

Сущность его концепции состоит в следую­щем.

Первое. Дифференциация производственных функций на функции исполнительские и управленческие. При этом реализация управленческих функций возлагается на специа­льно занятых их исполнением специалистов.

Второе. Глубокая дифференциация производственного процесса и ориентирование рабочих на выполнение узко специализированных операций технологических процессов.

Третье. Научно обоснованное нормирование времени выполнения каждой операции производственного процесса на основе большого количества проводимых хронометражных наблюдений и фотографий рабочего дня.

Четвертое. Отбор наиболее рациональных приемов и методов выполнения трудовых процессов на основе того же хронометража и фотографий рабочего дня; проектирование на этой основе наиболее рациональных приемов выполнения процесса производства.

Пятое. Введение сдельной оплаты труда.

Соответственно, тейлоровская теория управления предусматривает: разработку опти­мальных методов и приемов выполнения работы; стандартизацию инструмента с учетом специфики выполняемой работы; рациональный подбор и подготовку рабочих, рациона­льную организацию работы мастеров и бригадиров; разработку различных систем сдель­ной оплаты труда на основе оптимальных методов нормирования, т.е. нормирования на основе оптимальных методов и приемов выполнения работы.

Классическая (тейлоровская) школа управления страдает существенным недостатком, суть которого в том, что она недо­оценивает роль человеческого фактора в производстве и использовании человеческого по­тенциала при совершенствовании производства. При этом, как правило, забываются человеческие интересы в сфере производства, игнорируются пси­хология людей в процессе производства, их взаимодействие в трудовых коллективах, их материальные и социальные стимулы при реализации производственных процессов.

В результате в основе тейлоровского учения лежит стремление обеспечить максимально возможную производительность труда рабочих на основе глубокой (максимально воз­можной) его специализации, ограничения интересов рабочих выполнением предельно упрощенных операций и гарантии определенного минимума оплаты труда рабочего. При этом рабочий полностью отстраняется от участия в организации и управлении про­изводством.

 

2. Доктрина «человеческих отношений»

Доктрина «человеческих отношений» возникла в начале 1930-х годов и связана с име­нем американского социолога и психолога Элтона Мэйо. Исследователи этой школы во главу угла ставят создание благоприятного психологи­ческого климата и комфортных условий труда в трудовых коллективах.

Исходной концепцией доктрины «человеческих отноше­ний» явилось максимальное использование человеческого потенциала с целью повыше­ния эффективности производства.

Представители этой школы считают необходимым:

• создание благоприятных условий труда;

• создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе;

• создание и развитие корпоративного духа в трудовых коллективах;

• вовлечение всех работающих в трудовых коллективах в управление процессами про­изводства;

• разработку эффективной системы материальной и психологической мотивации высо­копроизводительного и эффективного труда.

К 1970-м гг. управление человеческими отношениями конституировалось в специаль­ную управленческую функцию, получившую название «управление персоналом». Ее основная цель состоит в том, чтобы, повышая благосостояние работника, вместе с тем давать ему возможность вносить максимальный личный вклад в эффективную работу все­го предприятия. Управление персоналом связано главным образом с методами подбора, обучения и переподготовки кадров, а также с проблемами занятости персонала, эффектив­ным использованием оборудования, организации совместных консультаций между пред­принимателями и рабочими, а также с общепризнанными процедурами урегулирования трудовых споров.

Видными представителями теории «человеческих отношений» являются Ч. Бернар­д, Д. МакГрегор.

Новым шагом в развитии менеджмента в данном направлении стала разработка кон­цепции управления человеческими ресурсами. Цель управления на основе человеческих ресурсов организации заключается в совершенствовании процесса принятия решений и эффективности контро­ля. В доктрине использования человеческих ресурсов менеджер допускает участие подчи­ненных и в управленческом процессе, ибо наиболее эффективные решения, как правило, принимаются теми, кого они непосредственно затрагивают. Моральный климат на пред­приятии, равно как и удовлетворенность работников, является продуктом творческого ре­шения проблем, вызванных соучастием рабочих в управлении.

 

3. «Эмпирическая» школа управления

Отличительной особенностью этой школы является то, что ее представители стремятся ас­симилировать теоретические воззрения других школ и других направлений. Представители эмпирической школы считают, что решающее значение в управлении имеет опыт, и они доказывают, что сама по себе управленческая деятельность в значитель­ной мере представляет искусство, которому учит не столько теория, сколько практика.

Характерное для этой школы стремление максимально приблизить теоретические ис­следования к практике находит свое отражение и в подходе ее представителей к определе­нию принципов управления предприятием.

Много внимания представители эмпирической школы уделяют вопросам организаци­онных структур предприятия, изучению мотивов поведения людей в производстве и проб­лемам коммуникаций; рекомендациям, памяткам, тестам и т.п. Последние разрабатыва­ются не только специалистами по управлению, но и многими крупными фирмами, которые стремятся зафиксировать в них накопленный опыт.

Большинство представителей эмпирической школы разрабатывают сугубо практиче­ские рекомендации, однако не исключают и широких обобщений. Наиболее изве­стные представители эмпирической школы Р. Фэлк, Ньюмен.

 

4. Школа «социальных систем»

В основе исходных теоретических положений школы «социальных систем» лежит стремление рассматривать социальную организацию как комплексную систему с совокуп­ностью составляющих ее подсистем. Это определяет в первую очередь необходимость изучения взаимодействия подсистем. Поэтому основным методологическим понятием здесь является понятие «связи», или понятие «связующих процессов», обеспечивающих взаимодействие всех подсистем для достижения единой цели, и это выдвигает на первый план задачу установления связей и средств коммуникаций.

Наиболее видными представителем школы «социальных систем» принято считать Ч. Бернарда и Г. Саймона.

В рамках этой школы весьма отчетливо вырисовывается системный подход к решению управленческих задач, связанный с развитием кибернетики и теории автоматического управления. Математическая теория системного подхода стала известна как теория общих (математических) систем. Системный подход явился результатом осмысления опыта исследования операций, с одной стороны, и теории автоматического управления и кибернетики - с другой. Главная задача системного подхода состоит в повышении эффективности работы организации в целом, что, однако, не тождественно задаче оптимизации эффективности всех элементов организации.

Сущность системного подхода характеризуется следующим:

• формированием целей и установлением их иерархии до начала какой-либо деятель­ности, связанной с управлением и, в частности, с принятием решений;

• получением максимального эффекта, т. е. достижением поставленных целей с помо­щью сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора;

• количественной оценкой целей и средств их достижения, основанной на всесторон­ней оценке всех возможных и планируемых результатов деятельности.

 

5. «Новая» школа в управлении

Специфической особенностью новой школы теории управления является стремление внедрить в науку об управлении методы и аппарат точных наук. Ее представи­тели главное внимание уделяют исследованиям процессов принятия решений, позволяю­щих применять математические методы и средства, в том числе электронно-вычислитель­ную технику.

Значительное внимание в рамках «новой» школы было уделено исследованию опера­ций. Одно из основных направлений было связано с построением математических моделей часто встречающихся подзадач управления.

В настоящее время существует множество классификаций научных школ в управлении организациями и производством. В табл. 1.2 приведена условная классификация с позиции определения конкурентных преимуществ и источников добавленной стоимости в производстве – от капитала и рабочей силы до интеллектуальных систем.

Таблица 1.2

Эволюция управленческих перспектив и возможностей

 

Период Конкурентное преимущество Концепция Критерий оценки Методы и инструменты Источник добавленной стоимости Авторство
До 1910 г. Издержки Разделение труда Уровень эффективности Наблюдение и эксперимент Капитал, мускульная сила А. Смит
Стандартизация производства Анализ времени выполнения операций Э. Уитни
1910-1930 гг. Ценовая политика Принципы научной организации управления Уровень продаж Анализ рабочего времени, хронометраж Рабочая сила Фредерик У. Тейлор
Промышленная психология Изучение трудовых движений Фрэнк и Лилиан Гилбреты
Конвейерное производство График результатов производства Г. Гантт и Г. Форд
Определение размера партии Экономичный размер партии заказа (EOQ) Ф.У. Харрис
1930-1950 гг. Передовые технологии Контроль качества Объемы производства Выборочный контроль качества и статистические таблицы контроля качества Локальные рабочие группы У. Шухарт, Х.Ф. Додж, Х.Г. Роминг
Исследования рабочей мотивации в Хоторне Выборочное изучение рабочих заданий Э. Мэйо, Л.Х.С. Типпет
Междисциплинарные подходы к сложным системным проблемам Симплексный метод и линейное программирование Группы исследователей операций, Дж.Б. Данциг
1950-1980 гг. Разнообразие производства Крупномасштабные разработки методов исследования операций Маркетинговые стратегии Моделирование производственной деятельности, теория очередей, теория принятия решений, CRM, PERT Информационные системы Многие исследователи США и Западной Европы
Широкомасштабное использование в бизнесе компьютерных технологий Графики закупок, управление запасами, прогнозирование, управление проектами, MRP Джозеф Орлики, О. Уайт фирмы-производители компьютерной техники
1980-1990 гг. Качество Качество и производительность услуг Непрерывные улучшения Массовое производство в сфере обслуживания Рабочие группы, локальные информационные системы Рестораны McDonald’s
1990-1995 гг. Скорость поставок Модель производственной стратегии Время и скорость реакции Производство как средство конкурентной борьбы Системы снабжения Факультет Гарвардской бизнес-школы
1995-2000 гг. Гибкость JIT, TQM, автоматизация производства Масштаб хозяйствования / интеграция Kanban, Poke-Yoka, CIM, FMS, CAD / CAM Анализ процессов и развитие международных отношений, внедрение ИТ в производство Тойичи Оно, Дж.М. Юран, исследователи в различных инженерных отраслях (США, Германия, Япония)
Синхронное производство Анализ критических ситуаций, ОРТ, теория ограничений Эльяху М. Голдрат
Всеобщее управление качеством Премия М. Болдриджа, ISO, совместное проектирование Американское общество контроля качества (ASQC), Национальный институт стандартов и технологий (NIST), Международная организация стандартизации (IOS)
2000-е гг. по н/в. Фабрика знаний Обоснование бизнес-процесса Массовая идентификация, накопление опыта и знаний Модель радикальных изменений Интеллектуальные системы, практическое обобществление М. Хаммер, крупные консалтинговые фирмы
  Электронные предприятия   Internet   Правительство США, корпорации Microsoft, Netscape, Communic
  Управление цепью поставок   SAP, программное обеспечение типа клиент / сервер   SAP (Германия), Oracle (США)

 

 

1.3.3.Последние тенденции в организации и управлении производством

 

1. Глобализации экономики. Главные чер­ты глобальной экономики - усиление и укрепление глобального мирохозяйственного взаимодействия, переплетение националь­ных хозяйств разных стран на основе рыночной экономики, либерализация всех экономических связей между государствами. В результате - ­значительное усиление конкуренции по всему миру, непредсказуемые колебания рынка, це­новое давление, сокращение жизненного цикла продуктов, изменение ценностных представлений и т.д.

2. Производственные стратегии. Важность производственной стратегии для об­щего успеха бизнеса и необходимость соотносить производственную стратегию с общей стратегией деятельности компании.

3. Всеобщее управление качеством (Total Quality Management - TQM). Все предприятие от президента до рабочего вовле­кается в непрерывный процесс улучшения качества товаров и услуг. Ключевые мето­ды включают командный подход, обнаружение и устранение проблем, акцент на обслуживание потребителя и непрерывную работу по совершенствованию системы.

4. Гибкость. Способность быстро приспособиться к изменениям в объеме спроса, в ассортименте и в дизайне изделий стала главным фактором конкурентоспособности предприятия.

5. Сокращение затрат времени. Сосредоточение усилий организации на сокращении времени выполнения различных производственных задач, чтобы повысить конкурентоспособность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.