Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II – Учебники по демонологии






 

Для того, чтобы клирики умели бороться с дьяволом и его приспешниками, были

написаны учебники, содержавшие сведения о занятиях колдовством и шабашах и – в первую

очередь – признаки, по которым можно отличать колдунов. Благодаря появлению

книгопечатания, начиная с конца XV века подобная литература получила очень широкое

хождение. В более ранний период, начиная с 20-х гг. XIV в. по 20-е гг. XV в., насчитывалось

13 трактатов, а с 1437 г., когда появился «Вгоняющий в дрожь» (Formicarius) Иоанна Нидера

до 1486 г., года выхода знаменитых «Ростков злодеяний» (Malleus Maleficorum) двух

немецких инквизиторов Якоба Шпренгера и Генриха Инститориса – 28. Последняя работа

явилась важной вехой. В ней собрана обширная сумма знаний, разработанная специалистами

по колдовству. Здесь в деталях описывались церемонии шабашей и мерзки е поступки.

Собраны свидетельства обвиняемых, вернее, их признания, вытянутые под пытками,

поскольку в борьбе против сатанинского влияния все средства хороши. Это разоблачения,

даже если они исходят только от одного человека, пытки, допросы, имеющие целью

подловить обвиняемого, быстрый суд, не подлежащий обжалованию, при котором даже

отказ признать себя виновным под пыткой являлся доказательством виновности, поскольку

дьявол делает своих приспешников нечувствительными к боли. Книга – настоящий каталог

больной фантазии невротических клириков, в воображении которых рождались самые

экзотические виды извращений, в частности – сексуальные, которым, как они объявляли,

предаются во время шабашей.

С появлением книгопечатания этот труд был издан на латыни и стал одним из первых

успехов самого книгопечатания: за период с 1487 по 1520 г. он выдержал 14 изданий; с 1520

по 1600 г. – еще 14. Однако конкуренция была жесткой, и в XVI веке работы по демонологии

посыпались как из рога изобилия: «Жалоба Ламия» (Questio Lamiarum) Самюэля де Казини

(1505), «Апология» (Apologia) Винцента Додо (1506), «Трактат о старой ведьме» (Tractatus de

Strigiis) Бернара де Кома (1508), «Восьмая книга вопросов к императору Максимилиану»

(Liber octo questionum ad Maxilianum Caesarem» Жана Тритема (1508), «Насколько тяжела

вина ищущего помощи от дурных деяний» (Quam graviter peccent quaerentes auxilium a

maleficis) (1510) Якоба ван Хоогстретена, «Трактат о суеверии» (Tractatus de superstitione)

(1510) Мартена Арльского...

Остановимся на одном из самых знаменитых трактатов – на работе Жана Бодэна «О

демономании колдунов» (De la demonomanie des sorciers) (1580). Знаменитый юрист

рассматривал колдовство как очевидность. Не является ли лучшим доказательством то, «что

 

27

   


 

сами колдуны уже три тысячи лет рассказывают о своих деяниях, жертвоприношениях,

плясках, ночных полетах, убийствах, чарах, любовных связях и колдовстве, что они во всем

этом признаются и упорствуют до самой смертной минуты»? Он составил список из

полутора десятков преступлений, которые совершают колдуны и колдуньи по дьявольскому

наущению: отрицание Бога, посылание ему проклятий, преклонение перед дьяволом,

жертвоприношения дьяволу, посвящение ему детей, умерщвление этих детей до их крещения

и принесение их ему в жертву, посвящение их дьявол у еще до рождения, привлечение

новообращенных в секту, произнесение клятв именем дьявола, совершение инцеста,

приготовление яда из умерщвленных некрещеных детей, поедание человеческой плоти,

отравление или убийство с помощью колдовства, вызов гибели скота, гибели урожая,

совокупление с дьяволом – так просвещенный интеллектуал 80-х гг. XVI в., каковым являлся

Жан Бодэн, показал, до какой степени в те времена укоренилась в ера во вмешательство

дьявола. В те времена редко встречались скептики, подобные Монтеню или Иоганну Виру.

В 1602 г. Анри Боге, в течение нескольких лет возглавлявший охоту на ведьм в Юре,

основываясь на своем опыте, опубликовал «Мерзкие речи колдунов» (Discours execrable des

sorciers), где он ссылается на Бодэна и указывает, как следует проводить допросы. В 1603 г.

Журден Гибле выпустил книгу, посвященную инкубам и суккубам. В Испании также

плодились трактаты по демонологии. Это, к примеру, написанная в 1532 г. на кастильском

языке книга «Подробно живописующий и прекрасно обоснованный трактат о суевериях»

(Tratado muy sotil у bien fundado de las supersticiones), где францисканец Мартин де Кастанеха

обращается к священникам: «Дабы каждый мог это услышать и использовать среди своих

прихожан»; «Магическое исследование о незаконных любовных связях» (Disquisitionum

Magicarum libri sex) иезуита Мартина дель Рио, работа 1599 г., поразительный реализм

которой насторожил церковные власти. В обеих книгах особо выделяется вопрос о договоре

с дьяволом. Для Кастанеха существует возглавляемая сатаной дьявольс кая церковь, где

свершаются таинства наоборот: «дьявольская дефекация» (excramentos diabolicos). Он

различает два типа договора с дьяволом. В более важном последний присутствует лично:

«Открытое признание делается в присутствии дьявола. При этом дьявол пок азывается в

своего рода телесном виде. Ему обещают подчиняться и продают ему тело и душу». Для

Мартина дель Рио договор лежит в основе любого колдовства. Если его подписание

фиксируется на бумаге, она представляет собой долговую расписку, подписанную кровь ю

еретика, в которой он обязуется выполнить семь требований, ведущих его прямо в ад. На

шабашах дьявол чаще всего появляется в виде большого черного волосатого козла с

зажженными свечами, установленными между рогами. Иногда же он принимает

соблазнительный вид, чтобы предаться половым утехам с ведьмами. Шабаш свершается, как

правило, по четвергам, в полночь, чтобы он предшествовал дням, посвященным в различных

религиях молитвам: пятнице (ислам), субботе (иудаизм), воскресенье (христианство).

Таким образом, сами клирики в своих трактатах утверждали существование колдовства и

шабашей и распространяли верование в них, основываясь на показаниях, вырванных под

пытками и соответствовавших идее о воздействии демона на мир. Разработав нечто среднее

между теологией, рассуждениями, суевериями и игрой воображения, они делали из него

вывод о том, что ряд явлений действительно существует. Добиться признания под пыткой от

ряда сумасшедших, неуравновешенных, подверженных чувству неудовлетворенности

женщин – было несложно. Но таким образом возникала уверенность в действительном

существовании дьявольского воздействия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.