Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. I – Древнеегипетские и вавилонские героические мифы . 3






ДЬЯВОЛ

 

Жорж Минуа

   


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………………………………2

 

Глава I. ПРООБРАЗЫ ДЬЯВОЛА В ГЕРОИЧЕСКИХ МИФАХ И ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ.…3

I – Древнеегипетские и вавилонские героические мифы.……………………………………3

II – Греко-римское влияние.……………………………………………………………………5

III – Сатана и древнееврейский дракон.….……………………………………………………6

IV – Ахриман, маздеистский дьявол.….………………………………………………………7

 

Глава II. ТАЙНОЕ РОЖДЕНИЕ ИУДЕО-ХРИСТИАНСКОГО ДЬЯВОЛА.………………9

I – Создание апокрифической апокалиптической литературы ………………………………9

II – Его вездесущесть в Новом Завете.….……………………………………………………11

III – Иисус, изгоняющий дьявола.……………………………………………………………12

IV – Угроза дуализма: гностики и их противники.….………………………………………13

 

Глава III. МНОГОГРАННОСТЬ ПОНЯТИЯ “ДЬЯВОЛ” В СРЕДНИЕ ВЕКА.….………16

I – Дьявол теологов ……………………………………………………………………………16

II – Монашеский дьявол ………………………………………………………………………17

III – Народный дьявол …………………………………………………………………………18

IV – Уродство и великолепие дьявола в искусстве.…………………………………………19

V – Манихейский и катарский дьявол, мусульманский дьявол, иудаистский дьявол ……21

 

Глава IV. ВЕЛИКАЯ ОХОТА НА ДЬЯВОЛА (XIV–XVI ВВ.) ………………………………25

I – Подъем одержимости дьяволом, начиная с XIII в.………………………………………25

II – Учебники по демонологии.….……………………………………………………………27

III – Изгнание бесов ……………………………………………………………………………28

IV – Аспекты репрессий ………………………………………………………………………30

V – Объяснения натиска сатаны.….….………………………………………………………34

 

Глава V. ИЗГНАНИЕ ДЬЯВОЛА И СКЕПТИЦИЗМ (XVII–XVIII ВВ.).….………………36

I – Рост скептицизма.….………………………………………………………………………39

II – Знаменитые процессы по изгнанию дьявола ……………………………………………38

III – Показательный пример: Луденское дело (1632–1636 гг.).….…………………………39

IV – От религиозного мифа к литературному.………………………………………………41

 

Глава VI. ДЬЯВОЛ – СУПЕРЗВЕЗДА (XIX–XX ВВ.).….….…………………………………44

I – Освободитель народов.….…………………………………………………………………44

II – Литературная реабилитация.….….………………………………………………………45

III – Кинозвезда.….……………………………………………………………………………47

IV – Мода на сатанизм.….….…………………………………………………………………48

 

Глава VII. ПОРОЧНЫЙ ВЫХОД ДЬЯВОЛА НА СЦЕНУ.…………………………………53

I – Адвокаты дьявола.…………………………………………………………………………53

II – Персонаж, неудобный для христианской теологии.……………………………………55

III – Конец экзорцизму?.………………………………………………………………………57

IV – Дьявол на кушетке (психоаналитика).….………………………………………………58

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………60

 

БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………………………………………62

 

1

   


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дьявол – фигура иррациональная: порождение нашего разума, который пытается найти

логическое объяснение феномена зла при столкновении с действительностью. И хотя для

неверующего человека это – мифологическое существо, а для верующего – реальное,

различие на самом деле не столь серьезно, как может показаться. Дело в том, что активность

вымышленной фигуры может проявляться не менее самостоятельно и эффективно, чем

фигуры реальной. Вымысел, обогащенный фантазией – как коллективной, так и

индивидуальной – родившись, начинает жить и действовать самостоятельно. Наиболее

продвинулась в осмыслении феномена зла западноевропейская культура: понятие «дьявол»

всегда играло здесь основную роль, отнюдь не потеряв актуальности и в связи с

достижениями современной цивилизации.

Дьявол неотделим от Бога. Он неотъемлемая часть религиозного мировоззрения, являясь

духом, сверхъестественным существом, совершенно несовместимым с материалистическим

мировоззрением. Однако и в религиозной сфере явно демонстрируется иерархическое

разнообразие, наблюдаемое в том положении, которое отведено данному феномену.

Политеистические религии, в общем-то, не особо в нем нуждаются. Внушительные пантеоны

богов, в которых полномочия каждого строго ограничены рамками многовековых традиций,

характерны соперничеством «всех против всех», которого оказывается достаточно для

объяснения существования зла: оно вызвано дуалистической природой этих существ,

несущих, в зависимости от тактических интересов, то благо, то зло. В противоположность

язычеству, монотеистические религии не могут обойтись без понятия дьявола. Если

существует единый Бог, являющийся источником и блага и зла, единственный путь

пристойно оправдать его за второе – каким-то образом выстроить генеалогию зла. Тут на

сцену и выступает дьявол. Другого выхода просто нет. Но сразу вырастает громадная

проблема – необходимость объяснить, каким образом это инфернальное существо

оказывается способным столь серьезно вмешиваться в сотворение всего сущего.

Чем больше Бог сливается с Абсолютом, тем он мощнее, добрее, универсальнее, а как

следствие – тем выше потребность в дьяволе. Вот почему христианская концепция дьявола

оказывается наиболее законченной. Здесь мы приходим к парадоксальному выводу: только

сатана может спасти Бога. И действительно, как истинно верующий мог бы хоть на миг

уверовать в единого всемогущего и всемилостивого Бога в отсутствие сатаны, на которого

можно списать все невероятные физические и моральные страдания, на которые человек

обречен в земной юдоли? Как столь совершенное существо, как Бог, могло сотворить столь

жалкий мир? Как сказал Джон Уисли, «нет дьявола – нет Бога». И, конечно, эта формула

допускает инверсию; это неразделимая пара.

Рассматривая мировые религии, можно убедиться в верности подобного постулата.

Дьявол как персонифицированный источник зла получил свой реальный статус лишь в

рамках великих монотеистических религий, в частности – христианства. В структуре

последнего он оказывается столь незаменимым, что эта религия изнутри обречена

перманентно подвергаться атакам манихейского дуализма. Дьявол совершенно необходим и

с точки зрения религиозной концепции спасения. Если будут спасены только истинно

верующие, что делать с прочими? Этот момент объясняет, почему дьявол занимает столь

важное место в сектантских религиозных движениях, отличающихся ограниченным кругом

членов, где спасение касается только адептов этих движений, а все остальные, таким

образом, предаются во власть темных сил. Сатана возник в иудаистских апокалиптических

сектантских сообществах. Эти секты христианского толка отводили ему главную роль, а

некоторые – возводили в культ, объявляя истинным творцом мира.

Возникнув в недрах религиозного мировоззрения, дьявол проник и в светскую культуру,

пустив в ней глубокие корни. Церковь, породившая этого неудобного персонажа, стремится

ограничить его значение. Однако совсем избавиться от него она не может, иначе неизбежно

сама погрузится в пучину неразрешимых противоречий, начав отрицать самое себя.

 

2

   


 

ГЛАВА I






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.