Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мастерство педагогического взаимодействия.






Деятельность учителя сложна, ответственна, трудоемка. Его иногда называют «навечно вызванный к доске». Важнейшим инструментом деятельности педагога является общение. Можно выделить следующие функции общения:

– познание личности воспитанника;

– сообщение и обмен информацией;

– организация деятельности воспитанников;

– обмен ролями;

– сопереживание;

– самоутверждение;

–.....

 

Современная педагогика выделяет три основных стиля педагогического общения:

– Авторитарный: общение-дистанция, общение-устрашение.

– Демократический, построенный на основе совместной деятельности, предполагающий диалогичность, дружеское расположение к воспитаннику.

– Либеральный или анархический: общение-заигрывание, общение-попустительство.

Продуктивным считается лишь демократический стиль общения. Однако в педагогике искусства, в силу специфики психологических отношений в творческом коллективе педагог-руководитель не может избежать элементов авторитаризма в общении. А иногда он вынужден идти и на либерализацию своих отношений с воспитанниками.

Важным условием продуктивности педагогического взаимодействия является педагогический такт (от латинского tactus – прикосновение, ощущение). Тактом называют чувство меры, подсказывающее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо. Блестяще сформулировал это требование А.С.Пушкин: «Истинный вкус видим мы не в отвержении или принятии того-то и того-то, но в чувстве соразмерного и сообразного».

К.Д.Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

 
 

 


Современные представления о мастерстве педагогического взаимодействия отражают ведущие идеи педагогики сотрудничества:

– Единство целей педагога и воспитанника.

– Личностный подход: уважение и понимание особенностей личности ученика.

– Индивидуальный подход: понимание и использование био-генетических особенностей ученика.

– Опора на продуктивную мотивацию учения.

– Использование современных методов преподавания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

 

1. Почему в педагогической науке ХХ в. возникло новое понятие – педагогическое мастерство?

2. Раскройте содержание и структуру понятия «педагогическое мастерство». Объясните происхождение основных компонентов мастерства педагога.

3. Приведите примеры проявления (отсутствия) в деятельности педагога компонентов педагогического мастерства.

4. Объясните, как в ходе педагогической практики студентов БГУК осваиваются основные компоненты педагогической деятельности.

5. Приведите примеры реализации различных функций педагогического общения, используя свой опыт ученика.

6. Приведите примеры различных стилей педагогического общения в учебно-творческих коллективах.

7. Представьте, что вы руководите творческим коллективом школьников. Как вы будете реализовать в своей деятельности идеи педагогики сотрудничества?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.