Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, состав и общая характеристика правового режима земель водного фонда






 

Самостоятельную категорию в составе земель Донецкой Народной Республики составляют земли водного фонда, правовой режим которых установлен главой 12 Земельного кодекса, главами 1 и 18 Водного кодекса, а также другими актами земельного и водного законодательства. В соответствии со ст. 58 Земельного кодекса и ст. 4 Водного кодекса к землям водного фонда относятся земли, занятые морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, островами, прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов, гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями, каналами и полосами отвода для них, береговыми полосами водных путей. Как видно из приведенного определения, земли водного фонда подразделяются на две составные части: непосредственно покрытые водой (водопокрытые) и прилегающие к водоемам, предназначенные для использования и охраны вод.

К числу водопокрытых относятся земли, занятые внутренними морями и территориальным морем, озерами, водохранилищами, реками, каналами и другими водными объектами. В состав земель водного фонда также входят земли, прилегающие к водным объектам, которые используются для охраны поверхностных вод от загрязнения, засорения, сохранения водности, для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, курортных и других нужд населения, а также сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, природоохранных, транспортных, рыбохозяйственных и иных государственных и общественных потребностей.

Несмотря на то, что земли водного фонда состоят как бы из двух составных частей, они обладают определенным единством, поскольку их основное целевое назначение — рациональное использование и надлежащая охрана вод. Отсюда и специфический правовой режим этой категории земель, который находится в непосредственной и прямой зависимости от правового режима вод и определяется преимущественно нормами Водного кодекса Украины. Так, глава 18 Водного кодекса определяет порядок пользования землями водного фонда и устанавливает специальный режим регулируемой (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, полосы отвода, зоны санитарной охраны) и ограниченной хозяйственной деятельности (прибрежные защитные полосы вдоль рек, морей, морских заливов, лиманов вокруг водоемов и на островах).

Правовой режим земель водного фонда тесно связан с характером эксплуатации водных объектов, как правило, комплексным и многоцелевым. Соответственно в правовом режиме водопокрытых земель водного фонда преобладает направленность на их комплексное использование. Поэтому основная часть земель данной категории (водопокрытые земли, береговые полосы водных путей, полосы отвода) используется неопределенным числом субъектов и в различных целях (орошение, перевозка грузов, ловля рыбы, водоснабжение и др.).

Характерной особенностью правового режима земель водного фонда является установление на отдельных земельных участках зон и полос с особым режимом использования и охраны. Это предусмотрено как в земельном, так и в водном законодательстве: водоохранные зоны (ст. 87 ВК); прибрежные защитные полосы (ст. 60 ЗК и ст. 88 ВК); полосы отвода (ст. 63 ЗК и ст. 91 ВК); береговые полосы водных путей (ст. 64 ЗК и ст. 92 ВК); зоны санитарной охраны (ст. 93 ВК).

Особой охране по водному законодательству подлежат водные объекты, отнесенные к категории лечебных (ст. 102 ВК). В целях охраны указанных объектов на землях водного фонда предусматривается установление округов санитарной охраны курортов. Специфической особенностью земель рассматриваемой категории является то, что законодатель ограничивает размер земельных участков, передаваемых в частную собственность (ч. 2 ст. 59 ЗК), а также ограничивает круг субъектов, осуществляющих право постоянного землепользования, как по формам собственности, так и по целям использования земель водного фонда (ч. 3 ст. 59 ЗК).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.