Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Анализ объема, качества и структуры продукции и услуг.






1. Методы и задачи анализа объема продукции, работ и услуг.

2. Анализ структуры и ассортимента продукции.

3. Анализ ритмичности выпуска ГП и комплектности задела.

4. Текущий и комплексный анализ качества продукции.

 

1. Задачи:

1) основной задачей любого предприятия является оценка объема, качества, динамики, структуры продукции.

2) проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряженности производственных показателей.

3) выявление влияния отдельных факторов на конечный результаты.

4) разработка рекомендаций(мероприятий) как текущего характера, так и на перспективу.

При анализе объема продаж продукции используют следующие измерители:

1. абсолютные:

n натуральные

n стоимостные

n трудовые

1. относительные:

n %

n коэффициенты

n сотые доли

n...

Каждые из этих измерителей позволяет выявить влияние каких-либо факторов на результаты производственной деятельности.

Приемы анализа:

1. традиционные:

n сравнение

n индексы

n ср.величины

n балансовые увязки

n графики

2. математические

n линейное программирование

 

Информационная база для анализа:

1) статистические показатели(приложение к балансу - ф.№4)

2) данные

3) оперативные отчеты

4) различные виды сопроводительной документации.

 

Производство продукции оценивается с помощью натуральных и условно-натуральных показателей, а также в единицах трудоемкости.

ГП=Q*P

ТП=ГП+услуги+стоимость...расчета? для сторонних организаций

ВП=

ЧП=ТП-материальные затраты

УЧП=ТП-МЗ+амортизация

НСО=

РП=ТП-+(О2-О1), О2, О1-остатки на складе ГП на начало и конец периода.

Объем реализации предопределяется объемом ТП или ВП.

ГП может быть реализована по:

1) оптовым ценам

2) розничным

3) договорным

Оптовые цены устанавливаются на уровне розничных цен за минусом торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения данного предприятия.

При установлении отпускных цен на продукцию руководствуются постановлением Правительства РФ №55 от 19.12.91 и Указом Президента РФ «О мерах по либерализации цен» от 3.12.91.

в условиях рыночных отношений цены различаются по особенностям купли-продажи:

1) базисная цена устанавливается, когда есть сделка и необходимо определить сорт и качество продукции, т.е. она согласовывается на уровне купли-продажи между поставщиком и потребителем.

2) фактурная цена - условная цена, она согласовывается на уровне заключения контракта.

EXWORK - продавец дает право покупателю распоряжаться продукцией на своем складе.

FOB - товар будет поставляться непосредственно покупателю за счет поставщика до места нахождения(морской).

CAF - условия, когда продавец оплачивает расходы до места назначения(воздух и ж/д).

CIF=CAF+страховой взнос.

3) мировая цена - определяется уровнем цен экспортеров или уровнем цен на аукционах, или уровнем цен ведущих фирм.

 

С 1.01.92 предприятия получили право считать моментом реализации продукции момент перехода право владения продукцией к покупателю на основе даты, указанной в расчетных документах.

 

2. Анализ структуры и ассортимента продукции.

Структура продукции - соотношение отдельных видов ГП в общем выпуске ГП в натуральном выражении.

Ассортимент характеризует совокупность произведенной продукции по...

 

Если предприятие перевыполнило задание по всем изделиям, но степень перевыполнения по отдельным видам изделий неодинакова, то будет нарушена структура. Если по 1-му изделию перевыполнено, а по другим недовыполнено, то нарушается и структура и ассортимент.

При большом удельном весе новой продукции на предприятии есть структурный сдвиг, который нежелателен с увеличением трудоемкости изделия, либо за счет изменения цен.

Анализ выполнения договоров и контрактов.

Основой выполнения задания по реализации продукции является товарная продукция. При анализе реализованной продукции можно рассматривать ряд аспектов. Главные из них:

n обеспеченность продукции предназначенной к реализации договорами и контрактами

n платежеспособность конрагента

n возможность комплектования по нормам отгрузки.

Выполнение по договорам, оценка выполнения производиться прямым счетом, т.е. производиться сопоставление по количеству, по цене, по сроку поставки, по договору, по фактическому выполнению.

Такой анализ может вскрыть угрозу затоваривания за счет выпуска продукции не пользующейся спросом или выявить предстоящие убытки за счет штрафов за недопоставку. Особо можно рассматривать выполнение договоров по кооперированным поставкам.

3. Анализ ритмичности выпуска ГП и комплектности задела.

Равномерный выпуск изделий в соответствии с заданием - это прежде всего выпуск в соответствии с каким-то внутренним нормативным документом - это график(декадный, пятидневный, суточный). Но это совсем не означает, что выпуск должен быть одинаковым в течение всего года. Как правило графики составляют на месяц. И на основе графика определяется темп выпуска продукции в течении всего года.

Для крупносерийного или массового производства разрабатываются графики равномерного выпуска продукции, а оценочны показателем является коэф-т равномерности. Он определяется по следующему алгоритму:

, где - недовыполнение за сутки в соответствии с графиком;

Р - план на месяц.

Анализ рассматривает скрытые причины неравномерности. Причин достаточно много: несвоевременное обеспечение ресурсами, некомплектность АЗП, непропорциональная загрузка оборудования(поломки, простои...), отсутствие рабочих, ошибки в расчетах, низкий уровень производственной и технологической дисциплины.

Для мелкосерийного и единичного производства рассчитывается К ритмичности. Он характеризует удельный вес сдачи продукции за каждую неделю по отношению к заданию. Для его расчета определяется среднедневная сдача продукции, исходя из количества рабочих дней в месяце.(например 22 раб.дня, 100% продукции, тогда 100%/22=4, 54% в день, на декаду - 7*4, 54%=31, 78%).

Месяц 1 декада 2 декада 3 декада за месяц
январь 31, 8% 31, 8 36, 4 100%
фактически 27, 8 29, 8 42, 4 100%

Предприятие работало неритмично. Рассчитывают коэф-т ритмичности:

К рт 27, 8 29, 8 36, 4 94, 0
К факт       98, 5
К рт       98, 5

Кр кв = (94, 0+98, 5+98, 5)/3 = 97.

Неритмичность равнозначна потерям, прежде всего рабочего времени. Устранение неритмичности создает возможности дополнительного выпуска продукции, эффективного использования ресурсов.

Формула расчета потерь:

П=(Д1+Д2)-М*(В1+В2)/100=7+7-22*(27, 8+29, 8)/100=1, 3 дня.

Д1 и Д2 - количество рабочих дней в 1 и 2 декаде

М - количество рабочих дней в месяце

В1 и В2 - выпуск продукции в 1 и 2 декаду в %

П - потери.

1, 3 дня*12 месяцев=16, 6 дней

16, 6 дней*1000 усл.ед.*1000 чел.=16, 6 млн. усл.ед.

устранение потерь за счет неритмичности имеет потенциальную возможность увеличения выпуска продукции, улучшения качества и т.д.

причины внутреннего характера, которые обуславливают неритмичный выпуск:

n недостаточно качественная подготовка производства

n качество расчетов по комплекте задела

n несвоевременная поставка комплектующих изделий.

Причины внешнего характера(могут носить объективный характер):

n неплатежеспособность конагента

n некачественная поставка.

Для анализа комплектности можно использовать данные оперативного учета деталей, узлов. Анализ комплектности производят для крупносерийного и массового производства, где действует система оперативно-календарного учета.

В процессе анализа выявляется следующее:

n количество деталей и узлов, необходимых для выпуска продукции на анализируемый период

n определяется фактический расход деталей и узлов на тот же период

n должны быть данные фактического количества деталей и узлов на начало и конец периода.

Дальше рассчитывается К комплектности= , где

Од*n - однодневная потребность

Р - общее количество номенклатурных деталей или позиций.

Он рассчитывается по отдельным цехам производственного процесса. Сравнение его по отдельным цехам дает возможность выявить какие-либо несоответствия: излишек или недостаток деталей и узлов.

4. Анализ качества и сортности продукции.

Качество продукции - совокупность свойств, определяющих степень его пригодности удовлетворять соответствующие потребности использующих эту продукцию.

Качество продукции формируется еще до ее физического появления. Это т.н. научно-технический уровень продукции.

Это исходное качество должно быть сохранено и в процессе изготовления продукции...

Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил, характеристик.

В РФ используют ГОСТы, ОСТы(отраслевые), СТП(предприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация.

Сертификация - деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям.

В РФ есть общие правила по проведению сертификации. По поведении ее выдается сертификат(документ соответствия требованиям).

Стандарты сертификатов:

1. ИСО 9000 - содержит описание эталонов 3-х моделей качества. Предупреждение дефектов продукции как на стадии разработки, так и изготовления.

2. БИП(бездефектное изготовление продукции).

3. КСУКП(комплексная система управления качеством продукции). Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям: продукция 1-ой категории, продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов; продукция 2-ой категории, используемая в промышленности, но не соотв.мир.стандартам. продукция оцениваемая по 2 категории подлежит снятию с производства. Там, где продукция не оценивается по категориям качества используется категория сортности. Сортность продукции тоже характеризует качество, но для определенных отраслей.

4. при определении сортности используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэф-ты сортности, подтверждая уровень качества.

Ср.К сортности по заданию = 1450/(300*5) = 0, 96

Ср.К сортности факт. = 1465/(310*5) = 0, 98

Ср.цена по заданию = 1450/300 = 4, 83

Ср.цена факт. = 1450/310 = 4, 72

(4, 83-4, 72)*310=33, 3

Когда оценивается качество продукции, то выявляются причины снижения качества. Причина:

n некачественное сырье, материалы

n низкая квалификация исполнителей

n нарушение технологического процесса и т.д.

Эти причины обобщаются, делаются выводы.

 

Тема: Анализ материальных затрат и использования материальных ресурсов.

1. Актуальность анализа материальных затрат и их использования.

2. Анализ соблюдения норм расхода материальных затрат и энергоресурсов.

3. Показатели использования материальных ресурсов.

4. Факторы, влияющие на материалоемкость продукции.

 

1.Рациональное использование ресурсов всегда рассматривалось как фактор повышения эффективности производства. Необходимость такого разумного снижения Ме продукции обусловлена достаточно высоким удельным весом Мз, энергоносителей в себестоимости продукции.

В промышленности Мз составляют до 75% и имеют тенденцию повышения. Экономия мат.ресурсов равнозначна повышению их производства. В этом заложены большие резервы прибыльности. Существует такая взаимосвязь между Ме, трудоемкостью, Фе, уровнем инвестиций:

n если совершенствуется техника, технология, то использование материалов может иметь тенденцию к сокращению.

Анализ Ме в производстве проводиться в следующих направлениях:

1) исследуется изменения уровня Ме как отдельных изделий и всего товарного выпуска. Эти изменения должны рассматриваться в динамике и в сравнении с заданием.

2) выявление причин изменений и оценка достигнутых результатов по отдельным видам продукции и по отдельным видам материалов.

3) изучение качества и динамики норм расхода.

4) обобщение и анализ данных о размерах потерь в производстве, об отходах производства по материалами энергоносителям.

5) измерение эффективности использования материальных ресурсов при выпуске новых изделий взамен старых.

6) оценка удельной Ме продукции.

Схема выполнения анализа используемых мат.ресурсов.

Источники информации для анализа:

1. бухгалтерская отчетность

2. внутрипроизводственная отчетность

3. статистическая отчетность.

 

2.Анализ соблюдения норм расхода Мз и энергоносителей.

Нормирование расхода мат.ресурсов(МР) сырья, материалов - важная предпосылка рационального использования МР в производстве. От организации нормативного хозяйства зависит и действенность всей системы по использованию МР.

На предприятии нормированием МР занимаются в основном технические службы:

1. конструкторы

2. технологи

3. спец.нормативный отдел.

Норма - предельно-допустимая величина расхода конкретных материальных ресурсов на единицу продукции или на еденицу работ. При нормировании расхода МР исходят из веса готового изделия или из черного веса заготовок.

 

ñ К использования материала в натуральном исчислении. Ким=m/A, m-чистый вес, А - черный вес.

ñ К раскроя = Мз/А, где Мз-масса заготовки.

ñ К использования заготовки=m/величина материала на заготовку(Мз).

ñ К потерь = (А-m)/А

ñ Сн= .

ñ Удельная Ме. Она как правило рассчитывается исходя из величины материалов и объема: на 1 ед.полезного эффекта.

 

Сложностью анализа МР в том, что из 1 вида материала может быть изготовлен целый ряд деталей. Поэтому в силу большого количества деталей установить причину отклонения довольно сложно. Все отклонения в производстве должны фиксироваться в какой-либо документации. Нормы могут быть индивидуальными и групповыми.

Групповые нормы - средний уровень затрат на единицу одноименной или однотипной продукции по видам ресурсов.

Прогрессивна для предприятия будет та норма, которая будет основана на современной технологии, которая рассчитана на производительное оборудование.

В процессе анализа обоснованности норм могут производить следующие сопоставления:

1. факты расхода с установленной нормой

2. достигнутого уровня с расходом прошлых периодов

3. могут исчислять отклонения путем сопоставления с отраслевыми нормами.

При оценке использования мат.ресурсов производиться анализ использования материалов, утилизации материалов. Для того, чтобы провести анализ нужно рассчитать теоретический объем расходов. Сбор и возврат отходов должен предусматриваться технологическим маршрутом. Кроме того на предприятии должен быть разработан классификатор отходов, где должны быть указаны основные признаки:

ñ по месту возникновения

ñ по отдельным фазам производственного процесса

ñ по видам выпускаемых материалов

ñ по сортаменту исходных материалов.

По характеру возникновения потеь и отходов:

ñ предусмотренные технологическим процессом

ñ вызванные нарушением технологического процесса

Отходы могут быть возвратные и невозвратные.

 

4.Факторы влияющие на Ме продукции:

ñ внешние - не зависящие от деятельности предприятия(изменение цен, поставок)

ñ внутренние (уровень прогрессивности конструкторских решений, технологический процесс, организация производственного процесса и труда).

По назначению на величину мат.затрат:

ñ фактор цен на мат.затраты

ñ фактор норм

ñ фактор производственных потерь.

Анализ Мо предметов труда.

показатели усл.обозначение задание фактически Отклонеине темп роста
объем продукции V     +2512 104, 9
мат.затраты M     +530 102, 3
мат.отдача m 2, 1893 2, 2457 +0, 0564 102, 6

 

. Влияние изменения расходов материалов на объем выпуска продукции:

2, 1893*530+0, 0564*530/2=1175 р.

23450*0, 0564+0, 0564*530/2=1337 р.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.