Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Туризм и креативные индустрии






Креативные индустрии играют важную роль в туризме, наря- ду с другими элементами в этой отрасли внося вклад в экономику впечатлений. Креативность обеспечивает деятельность, содер- жание и атмосферу для туризма, а туризм, в свою очередь, под- держивает креативную деятельность: туристы являются потреби- телями тех продуктов, которые создают креативные индустрии.

 

2 DCMS Creative Industries Task Force, 1998.

3 Анализ рыночного потенциала использования историко-культурного наследия в целях развития ремесленно-сувенирной индустрии Карелии. 2011. С. 101.

4 Karhunen P., Panfi lo A., Ruutu K. Creative Industries in Russia. Copenhagen, 2009. P. 69.


Растущая интеграция туризма и креативных индустрий в полной мере проявляется в осознании исследователями и практиками туризма как благоприятной среды для развития креативных ин- дустрий посредством участия, создания нового опыта, который позволяет людям развивать свой творческий потенциал и навыки через контакт с местным населением и культурой5. Как замечает Джон Хокинс, ремесла особенно важны для рынка туристических и досуговых услуг6.

Сегодня очень сложно представить себе какой-либо крупный город или достопримечательность без туристов. Туризм как зона предпринимательской активности позволяет генерировать вну- шительные потоки наличности, благодаря которым, по большому счету, существуют и развиваются некоторые страны, например, такие как Кипр, Мальта, Турция, Египет. Производство сувенир- ной продукции же является одной из основных составляющих

«экономики туризма».

Сувенирная продукция – это памятные товары, ассоциирую- щиеся с определенным местом, которые обычно производятся в формате, способствующем их коллекционированию7. Сувенирная продукция включает в себя товары массового производства, такие как одежда, почтовые открытки, магниты, предметы быта: круж- ки, тарелки, пепельницы, ложки, блокноты и многие другие, а так- же товары немассового спроса – предметы народного искусства, ремесленные товары, антиквариат и такие некоммерческие эле- менты, как природные объекты, а также все, что обладает способ- ностью пробуждать воспоминания8. Очень часто исследователи не дают конкретного и исчерпывающего определения термина «суве- нирная продукция», оперируя в терминах мотивации потребите- лей к покупке определенного товара. Значительное количество ис- следований, посвященных покупке сувениров, обнаружили пред- ставленный ниже спектр мотивов покупки сувениров туристами:

 

5 Drake G. This place gives me space: place and creativity in the creative industries // Geoforum. 2003. Richards G. Creativity and tourism. The state of the art // Annals of Tourism Research. 2011.

6 Хоккинс Дж. Креативная экономика. М, 2011.

7 Benson T. Museum of personal: Souvenir and nostalgia URL: https://www.byte-time. net/souvenir/ch4.htm. Дата обращения: 25.01.2012.

8 Там же.


a) покупка сувениров в качестве подарков9для семьи и для друзей на особенную дату (Рождество, день рождения) или как определенный ритуал любого путешествия (привезти сувенир- подарок);

b) покупка сувениров на память10, которые будут напоми- нать туристам об особых случаях, путешествиях и позволять им вновь пережить полученный опыт.

c) покупка сувениров как доказательство того, что индивид был в определенном месте и как часть разговора, побуждение к рассказу о путешествии другим лицам11;

d) покупка сувениров в качестве элемента престижа, чтобы отличиться от тех, кто не был в том месте, которое посетил опре- деленный турист12;

e) покупка сувениров в качестве магических талисманов, которые, «околдовали» туриста, и которые, по его мнению, помо- гут ему в решении проблем и достижении поставленных целей13. Сувенирная продукция может также покупаться просто в бы- товых целях, из-за разницы в ценах, по сравнению с «родной» для туриста территорией14, в результате влияния моды на сувениры15или в ситуации, когда коллекционирование сувенирной продук-

ции – хобби индивида.

Исследователи констатируют, что в сувенирной продукции ту- ристы хотят найти особый дух и характерные черты (аутентич- ность) того места, где данная продукция была куплена, чтобы демонстрировать их и поделиться с другими16. Л. Ф. Андерсон,

 

9 Wilkins H. Souvenirs: what and why we buy//Journal of Travel Research. 2011. Huan T., Lehto X. Y., O’Leary J. T. Tourist shopping preferences and expenditure behaviors// Journal of Vacation Marketing. 2004

10 Wilkins H. Souvenirs: what and why we buy//Journal of Travel Research. 2011.

11Там же.

12 Kohn N., Love L. L. This, that and the other: fraught possibilities of the souvenir // Text and Performance Quarterly. 2001.

13 Там же.

14 Wilkins H. Souvenirs: what and why we buy//Journal of Travel Research. 2011. Huan T., Lehto X. Y., O’Leary J. T. Tourist shopping preferences and expenditure behaviors // Journal of Vacation Marketing. 2004.

15 Kohn N., Love L. L. This, that and the other: fraught possibilities of the souvenir // Text and Performance Quarterly. 2001.

16 МаcCannell D. The tourist: a new theory of the leisure class. New York, 1976.


П. Дж. Браун и М. А. Литтрел в своем исследовании туристов Среднего Запада США выделили следующие характеристики ау- тентичности в ремесленных сувенирах: уникальность и ориги- нальность сувениров, имеют внешний вид ручной работы, каче- ственно сделаны, удовлетворяют эстетическим критериям цвета и дизайна, функциональные и полезные, иллюстрируют куль- турные и исторические связи, сделаны из местных материалов местными ремесленниками и (или) продаются с информацией о ремесленнике или письменным доказательством подлинности17. Аутентичность является одной из самых важных характеристик сувенирной продукции, которая отражает креативное содержание нематериального и культурного характера, и влияет на принятие решения о покупке данной продукции18.

Производство сувенирной продукции обязательно предпо- лагает творческий продукт, который имеет экономическую цен- ность, и трансакцию, поскольку продукция приобретается потре- бителям (туристы или местное население) по определенной цене, принося доход и прибыль производителя и дистрибьюторам. В системе международных классификаций креативных индустрий производство сувенирной продукции относится к группе ремесел («crafts»)19.

 

Производство сувенирной продукции в республике Карелия Эта часть статьи будет посвящена анализу ситуации в произ- водстве и реализации сувенирной продукции в туристическом ре- гионе, республике Карелия. Анализ будет сосредоточен на том, как проблемы общие для креативных индустрий в России, про-

являют себя в условиях конкретного региона.

Производство сувенирной продукции – значимая часть эко- номики республики Карелия. Карелия расположена в северо- западной части России, граничит с Финляндией. Туризм является

 

17 Anderson L. F., Brown P. J., Littrel M. A. What makes a craft souvenir authentic? // Annals of Tourism Research. 1993.

18 Anderson L. F., Brown P. J., Littrel M. A. What makes a craft souvenir authen-

tic? // Annals of Tourism Research. 1993. Asplet M., Cooper M. Cultural designs in New Zealand souvenir clothing: the question of authenticity. // Tourism Management. 2000. МаcCannell D. The tourist: a new theory of the leisure class. New York, 1976. 19 Хоккинс Дж. Креативная экономика. М., 2011. BOP Consulting. L., 2010.


важнейшей составляющей экономики республики20. Общее ко- личество туристов, посещающих Республику Карелия, в 2008 г. достигло 1, 83 млн. человек (из них организованный туризм со- ставил 30, 6% (когда как в 2000 г. – 1, 29 млн. чел. и 18, 4% со- ответственно), что обеспечило совокупный доход от туризма в размере 4, 25 млрд. руб. Для сравнения: в целом по России орга- низованный туризм в 2008 г. составил 9, 7%21. За 2000 – 2007 г.г. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли туризма в валовом региональном продукте, и, соответственно, повышение влияния туризма на социально-экономическое развитие региона (в 2000 г. данный показатель составил 4, 3%, в 2007 г. – 6, 52%)22. Увеличение туристических потоков в республику, обеспечивает дополнительную занятость в смежных сферах экономики регио- на, таких как транспорт, общественное питание, сфера развлече- ний, и в том числе производство сувенирной продукции. В целом мы наблюдаем высокие и устойчивые темпы роста основных по- казателей развития туризма в республике Карелия.

Карелия – регион с развитыми традиционными промыслами, которые сохранены до настоящего времени. Здесь работают 935 индивидуальных мастера и субъектов малого предприниматель- ства (данные на июнь 2011 г.). В регионе наиболее развиты ремес- ла, работающие с традиционным для Карелии сырьем – деревом, берестой, лозой, шерстью, тканью23. К ремесленной продукции в Карелии относят и сувенирную продукцию (памятные товары, товары, символизирующие именно данную географию, респу- блику Карелию).

В качестве производителей в г. Петрозаводске выступают, как фирмы, так и местное население, индивидуальные мастера. Около 95% всех производителей сувенирной продукции – это не зарегистрированные как юридические лица мастера, создающие продукцию небольшими партиями. Сбыт же сувенирной продук- ции осуществляется розничными магазинами, которых наценка

 

20 Экономика российских регионов. Петрозаводск, 2010. C. 144-149.

21 Там же.

22 Там же.

23 Анализ рыночного потенциала использования историко-культурного наследия в целях развития ремесленно-сувенирной индустрии Карелии. 2011. С. 101.


зависит от местоположения розничного магазина (чем ближе к туристическим достопримечательностям, тем дороже) и стоимо- сти аренды.

Интересной особенностью рынка сувенирной продукции в г. Петрозаводске является то, что в качестве одного из каналов коммуникации с потребителями сувенирной продукции, в данном случае, именно с туристами, розничные магазины используют до- говоры с туристическими фирмами или непосредственно с сами- ми экскурсоводами, туристическими гидами. Туристический гид приводит туристов в определенный магазин и оставляет их там на тридцать-сорок минут, получая за это определенный процент с продаж. Многие магазины, которые уже давно существуют на рынке, имеют наработанную базу данных экскурсоводов24. Такая политика распространена не только в России, но и за рубежом. Christensen M. и Hobson J. S. в своем исследовании отметили тот же факт: для привлечения туристов в розничные магазины суве- нирной продукции, они (магазины) платят определенную комис- сию туроператору, турагентству или туристическому гиду с про- даж, которые совершили их туристы; туроператор, турагентство или гид в свою очередь распространяют брошюры данного мага- зина среди туристов как до путешествия, так и во время него25.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.