Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерьер мастерской






Основной задачей оформления интерьера мастер­ской обработки ткани является создание в ней таких эмоциональных условий, которые способствовали бы более успешному выполнению задач технологическо­го образования, трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников.

Типичным недостатком оформления интерьера мастерской обработки ткани является его перегру­женность. Это объясняется тем, что для экспозиции различных стендов недостаточно места, так как в мас­терской в обязательном порядке должны быть посто­янно вывешены правила безопасной работы: на швей­ной машине, с утюгом, с колющими и режущими ин­струментами и т. д., а также стенд к уроку, стенд по профориентации и другие. Если все необходимые стен­ды экспонировать одновременно, то интерьер мастер­ской окажется настолько перегруженным, что восп­ринимать такое количество информации учащимся будет очень сложно. Поэтому в основу оптимального оформления мастерской должен быть положен прин­цип соответствия изучаемой теме. При переходе к но­вой теме следует привести в соответствие ей информа­циoннyю часть оформления мастерской.

С целью расширения профориентационной работы среди учащихся, демонстрации их лучших работ, вы­полненных на уроках и в кружках, можно разместить эти материалы не только в мастерской, но и в рекре­ациях школы, на лестничных маршах. Оформление экспонируемых материалов и наиболее удачных ра­бот учащихся должно гармонично сочетаться с окра­ской стен, цветом и отделкой мебели, учитывать ори­ентацию близлежащих кабинетов.

На стенах мастерской можно разместить стенды: «Правила безопасной работы», «Справочные матери­алы по технической информации», ГОСТы и ОСТы, «Классификация стежков и швов», «Изделия швей­ныe. Термины и определения». На стендах, распо­ложенных в рекреации, можно дать информацию о новых моделях швейных изделий, технологиях швейного производства, тесты для профессионального са­моопределения.

Наглядные пособия по пооперационной обработке изделий, чертежи, образцы швов и т. д. учитель поме­щает на стенде «К уроку».

Комфортность в интерьере связана с созданием при помощи цвета таких условий, при которых снижает­ся физическая утомляемость, улучшается психологи­ческий настрой, повышается эмоциональный тонус. Средствами стимуляции деятельности являются так­же цветовые эффекты, частично компенсирующие не­благоприятные воздействия технологических процес­сов и микроклимата. Цветовая среда, образованная случайным сочетанием цветов нескольких отделоч­ных материалов, утомляет своей пестротой или монотонностью. При создании интерьера необходимо корректировать его цветовую гамму, сообразуясь с производственными и эстетическими потребностями.

Для нормального функционирования человеческо­го организма важную роль играет психофизиологиче­ское воздействие цвета. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами транс­формировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприя­тии цвета - символа. Так, желтый и красный цвета (солнце, огонь) создавали ощущение тепла и стали «теплыми»; голубой и синий цвета (небо, воздух, лед) стали «холодными». На этой основе образовались следующие ассоциации: радостный - печальный, лег­кий - тяжелый, громкий (звучный) - тихий, ди­намичный - статичный и т. д. Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами.

Для целенаправленного использования цвета необ­ходимо знать устойчивые связи между цветом и пси­хологической реакцией человека. В этом аспекте ус­тановлен ряд закономерностей: предпочтительность цветового тона, образная ассоциативность цветов, гармоничность цветовых сочетаний. Предпочтитель­ное отношение к определенным цветам заметно про­является в разных возрастных группах. Для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности (чистый цвет), для взрослых - холодные цвета сред­ней насыщенности и более смешанные, для пожи­лых - ахроматические цвета пастельных тонов.

Врожденная эмоциональная восприимчивость че­ловека воспитала в нем чувство цветовой гармонии, возникающей при уравновешенных цветовых сочета­ниях. Количество же таких сочетаний практически неограниченно, поскольку возникают они от взаимо­действия многих условий. И все же для установления закономерностей была проведена классификация цве­тов на ахроматические и хроматические, основные и дополнительные. Гармония при восприятии сочета­ния цветов возникает именно тогда, когда создается ощущение бело-серого ахроматического цвета на сет­чатке глаза. Цветовой круг в связи с этим указывает на дополнительные цвета, противолежащие относи­тельно диаметра, как на компоненты гармоничного сочетания (рис. 4).

Помимо цветовых тонов на гармоничность сочета­ния дополнительных цветов влияют их насыщен­ность, световой тон, отношение площадей. «3акон площадей» отражает ощущение равновесия сочетаю­щихся цветов и выражается в следующих ее отноше­ниях (приблизительно):

желтый - фиолетовый = 1: 3,

синий - оранжевый = 2: 1,

красный - зеленый = 1: 1.

Гармония трех цветов осуществляется по схеме треугольника, соединяющего основные цвета - крас­ный, желтый, синий. Гармония четырехцветная пред­ставляет, по существу, двойные дополнительные цве­та. Она возникает при замене цветов, расположенных на каждом конце диаметра, двумя цветами, симмет­ричными ему. Следуя этим путем, можно расширить количество гармоничных сочетаний при условии, что геометрические фигуры, на вершинах которых располагаются цвета, будут симметричными.

желтый

 

 

 

сине­зеленый

 

красно­оранжевый

 

фиолетовый

 

Рис.4. Цветовой круг uз двенадцати цветов

Указанные сложные сочетания могут обогащаться присутствием характерного (доминирующего) цвета, который определяет особенности ансамбля. Этот цвет может быть новым или получен путем усиления одно­го из участвующих.

Наряду с чисто хроматическими имеются и типы контрастных гармоний, возникающих при сочетании основных цветов и серых. Наиболее выразительны следующие сочетания:

светлый серый - синий, зеленый или фиолето­вый;

средний серый - красный, оранжевый или синий;

темный серый - желтый, оранжевый, синий или зеленый.

Множество условий для возникновения гармонич­ных сочетаний (цвет, насыщенность, «закон площа­дей», контрасты и т. д.) исключает возможность конкретных рецептов. Определяющими условиями должны быть интуиция, вкус, воображение и конк­ретная решаемая задача. Установленные закономер­ности гармоничных сочетаний следует рассматривать как первоначальную схему для творческого решения при создании психологического комфорта для учебной деятельности школьников.

Компенсация тепловой избыточности или недоста­точности прямо связана с холодными или теплыми цветами. Отсюда идут и рекомендации окраски стен помещений в зависимости от ориентации по сторонам света. В помещениях, обращенных на юг, холодные тона лучше поглощают тепловые лучи, снижают яр­кость освещения, ликвидируют психологическое воз­действие «жаркого» солнечного света. Повышенный шум в помещении может быть частично компенсиро­ван преобладанием теплых цветов, поскольку они уменьшают слуховую чувствительность.

Санитарно-гигиенические условия чаще связыва­ются с чистотой помещения и белым цветом (или светлым тоном), на котором заметнее пыль, грязь, по­сторонние предметы. Цвет становится психологиче­ским фактором более частой уборки, поддержания чистоты и порядка.

Цвет также может быть использован для своеоб­разного смыслового кодирования: красный - опас­ность, запрет; желтый - повышенное внимание; зе­леный - безопасность. Цвет размещается на оборудо­вании или на поверхностях ограждения.

Функциональная роль цвета имеет большое значе­ние для компенсации утомления и раздражения от окружающей среды. В общем виде рекомендуется вы­делять рабочее место, используя допустимые степени контраста и яркостей. Для среднего и заднего плана лучше при менять менее яркие тона. Значение фона проявляется как компенсирующее цветовое поле «зрительного отдыха».

Хорошо оживляют интерьер зеленые растения, которые размещают в кашпо, сделанные в технике плетения макраме, из бересты или лозы. Зелень рас­тений, являясь органичным элементом интерьера мастерских и рекреаций, оказывает благоприятное воздействие на трудоспособность и психологическое состояние обучаемых. Наличие в мастерских керами­ческих ваз, кувшинов, кашпо, кензанов, декоративных ваз из дерева, капа, корней, изготовленных уча­щимися в мастерских, и другого дополнительного оборудования позволяют сформировать у школьни­ков навыки составления декоративных композиций в интерьере, развить художественный вкус, положи­тельную экологическую направленность.

На школьные мастерские возлагаются дополни­тельные функции по организации досуга школьни­ков. С этой целью УМБ мастерских дополнена специ­альным оборудованием и приспособлениями, которые обеспечивают возможность проведения занятий по изучению различных видов рукоделий: плетения в технике макраме, фриволите, лоскутной пластики, различных видов вышивки, росписи по ткани.

Очень важное значение для создания положитель­ной мотивации учения у школьников играют конкур­сы, олимпиады, выставки творческих работ, защита творческих проектов. Для реализации этих техноло­гий требуется разработать дополнительное оборудова­ние и средства обучения: стеллажи, выставочные стенды и т. д.

В целях создания более комфортных условий для адаптации новых учащихся или пропустивших заня­тия по болезни следует иметь в мастерской специаль­ные видеофильмы уроков технологии, просмотрев ко­торые школьники смогут быстрее восстановить про­белы в знаниях, вспомнить пройденный материал. Повторные просмотры видеофильмов позволяют сфор­мировать необходимые технологические умения и на­выки при максимальном сокращении времени инст­руктажа учителя. Такие видеоматериалы по трудовым операциям в комплекте с инструкционными картами, техническими рисунками и натуральными образцами позволяют осуществить действительно дифференци­рованный подход к каждому школьнику с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовки, позволяют глубоко осваивать весь курс в удобном для него темпе, строить свою «траекторию обучения».

Расширенный и дополненный комплекс УМБ для технологической подготовки позволяет включать каж­дого школьника в выполнение творческих проектов. От индивидуальных проектов дети переходя т к работе в бригадах, группах. Особенно сильное воспитательное воздействие оказывают проекты, в которых участвует весь класс, вся школа, город. Например, на базе мастер­ской обработки ткани можно выполнить проект на тему «Организация и проведение традиционных народных праздников». При этом актуализируются знания, полу­ченные по основным предметам, вырабатываются уме­ния по их применению в практической творческой де­ятельности. Внедрение результатов своей деятельности в учебный процесс школы оказывает неоценимое воспи­тательное воздействие на формирование ценностных ориентиров личности, способствует осознанному выбо­ру профессии, формирует бережное отношение к ре­зультатам человеческого труда, к окружающей среде.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.