Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литовское






 

14. В каком году было принято христианство на Руси?

1. 988 г.

2. 1002г.

3. 986 г.

 

15. Кто из русских князей способствовал принятию христианства на Руси?

1. Владимир Ясное Солнышко

2. Владимир Мономах

3. Ярослав Мудрый

 

16. Как на Руси назывались лекари?

1. лечцами

2. ахтиатрами

3. дохтурами

 

17. Кто из лекарей древней Руси излечил Владимира Мономаха?

1. Агапит

2. Петр Сирианин

3. Преподобный Алимпий

 

18. При каком соборе функционировала библиотека, собранная Ярославом мудрым?

1. Софийский собор

2. Никольский собор

3. Христорождественский собор

 

20. В каком году создан аптекарский приказ?

1. 1620г.

2. 1657г.

3. 1543г.

 

21. В каком году была учреждена первая аптека для царя и его окружения?

1. 1581г.

2. 1687г.

3. 1548г.

 

22. В каком году учреждена аптека для «всяких чинов»?

1. 1672г.

2. 1687г.

3. 1702г.

 

23. Школа для подготовки русских лекарей при Аптекарском приказе открыта в:

1. 1654г.

2. 1698 г.

3. 1596г.

 

24. Кто писал что, «источники медицинской науки - только у постели больных»?

1. Монтана

2. Уильям Гарвей

3. Джованни Бруно

 

25. Кто установил ошибки Галена в его анатомических исследованиях?

1. Андреас Везалий

2. Уильям Гарвей

3. Леонардо Да Винчи

 

26. Кто создал учение о кровообращении?

1. Уильям Гарвей

2. Гален

3. Кананелли

 

27. Кто описал капилляры в легких и эритроциты?

1. Уильям Гарвей

2. Марчелло Мальпиги

3. Копили

 

28. Кто предложил использовать термометр для измерения температуры?

1. Уильям Гарвей

2. Андес Цельсий

3. Парацельс

 

29. «Все есть яд и ничего не лишено ядовитости. Однако только доза делает яд незаметным» так полагал:

1. Парацельс

2. Андреас Везалий

3. Марчелло Мальпигии

 

30. Кто является основателем профилактики эпохи средневековья?

1.Френсис Бекон

2. Герман Бургаве

3. Рене Декарт

 

31. Автором труда «О болезнях ремесленников является»:

1. Беллини

2. Бернардо Рамацинни

3. Санторио

 

32. Первая буржуазная революция свершилась в Голландии:

1. в начале 18в.

2. в конце 18в.

3. в 19в.

33. В каком веке хирургия признана университетской наукой?

1. 15 в.

2. 16 в.

3. 17 в.

 

34. Для остановки кровотечения использовал нити:

1. Амбруаз Паре

2. Антонио Левенгук

3. Френсис Бекон

 

35. Какие из перечисленных свойств пульса выделил Мхитар Гераци?

1. ровный

2. изменчивый

3. твердый

4. мягкий

5. частый

6. редкий

7. все из перечисленных вариантов

 

36. В каком веке Шота Роставери сочинил поэму «витязь в тигровой шкуре»?

1. 10-13вв.

2. 14-15в.

3. 9-10в.

 

37. В работе Копили, какими моральными качествами должен обладать врач «Книга медицинская»?

1. честностью

2. пользоваться доверием

3. не ленив

4. не сластолюбив

5. бескорыстие

6. все из выше перечисленных

 

38. Для обработки ран Ибн-Сина использовал:

1. вино

2. спирт

3. деготь

 

39. Эпоха возрождения протекала:

1. с 15 - начало 16вв.

2. с конца 16 в.

3. с начала 17 в.

 

40. В каком году Христофор Колумб открыл Америку:

1. 1488г.

2. 1492г.

3. 1436г.

 

41. Пути распространения эпидемических заболеваний, которые предполагал Д. Фракастро:

1. контакты с больным

2. передача по воздуху

3. через предметы

4. все из выше перечисленных

42. Кто из ученых предложил термины «инфекция» и «дезинфекция»?

1. Эдуард Дженнер

2. Джироламо Фракастро.

3. Джон Гантер

 

43. Ослабленную коровью оспу для вакцинации людей использовал:

1. Ван Гельмонт

2. Эдуард Дженерр

3. Рене Декарт

 

44. В каком году по докладу ВОЗ в мире ликвидирована оспа?

1. 1975г.

2. 1980г.

3. 2000г.

 

45. В каком году бы создан университет в Балонье?

1. 1158 г.

2. 1265 г.

3. 1169 г.


 

 

Семинарское занятие №5

 

ТЕМА: Медицина позднего средневековья (XV-XVII вв.): Западная Европа в эпоху Возрождения. Доколумбовая Америка (майя, ацтеки, инки); Московское государство.

Цель обучения: ознакомиться с основами истории врачевания позднего средневековья.

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются учеб­ные фильмы (фильмы ВВС «Майя: великие тайны», «Затерянное королевство Майя», «Мумии инков: тайны древней империи», «Затерянные города инков»).

План занятия:

Этап занятия Время (мин)
Водное слово преподавателя  
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию  
Устное собеседование по теме занятия  
Перерыв  
Представление студентами подготовленных тематических докладов  
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя  

Изучение данного материала: реферативные сообщения студентов.

Контроль знаний:

  • Тестирование тематическое
  • Устное собеседование

Вопросы к занятию:

  1. Европа позднего средневековая: основные представители медицины, схоластическая медицина.
  2. Перечислите эпидемии, свирепствовавшие в средневековой Европе.
  3. Коренное население Американского континента (майа, ацтеки, инки). Их религия, основные достижения в развитие эмпирических знаний.
  4. Особенности медицины у народов Древней Америки.
  5. Московское государство в XV-XVII вв.
  6. Особенности врачевания в Московском государстве.

 

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.

Доклады к следующему занятию:

· М.В. Ломоносов

· Н.М. Максимович-Амбодик

· С.Г. Зыбелин

· Д.С. Самойлович

 

Материал для подготовки к занятиям:

  • Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.
  • Лекционный материал
  • Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).

Теоретическая основа:

Доколумбовая Америка.

Коренное население Американского континента прошло в своем развитии два периода. Первый, длившийся более 30 тыс. лет, был историей самобытной эпохи аборигенов континента. Второй начинается с 1492 г и связан с открытием и колонизацией материка европейцами.

Данные современной науки позволяют считать доказанным, что аборигены Америки пришли на континент через Берингов пролив. Расселившись по материку, они создали три основных очага высоких культур: майа – в Центральной Америке, ацтеков – на территории современной Мексики и инков – на территории современного Перу. Остальные земли континента были заселены множеством племен

Медицина коренного населения Америки выросла из эмпирического опыта народа. В тоже время она была тесно связана с языческими религиями многочисленных племен континента. У каждого народа были свои боги врачевания. Так, у майя покровителем врачевателей счи­тался Ицамна — «создатель письменности». Его жена Ишчель была богиней изобилия и беременности, а Ах-Пуч — богом смерти. У ацтеков богиней врачева­ния считалась мать богов Тетеоиннан, а покровительницей лекарственных средств — богиня Цапотлатенан.

Языческие религии инков, ацтеков и других народов были тесно связаны с верой в жизнь после смерти. Это привело к практике бальзамирования трупов умерших, пышным ритуалам погребения знатных особи почитанию мертвых.

Инки знали химические методы сохранения трупов, которые использовались при обработке мумий правителей и знатных людей. Техника вскрытия у инков напоминает древнеегипетскую. После извлечения внутренностей и мозга (часто через большое затылочное отверстие) тело обраба­тывалось бальзамом «толу», состав которого определен благодаря успехам современной химии. В него входили: перуанский бальзам, древесная смола, соли, алкалоиды, ментол, танин, многие другие местные природные веще­ства. При захоронении мумии придавалась поза сидячего человека. Ее одевали в лучшие одежды, заворачивали с головой в покрывала и помещали в специально построенные здания с множеством помещений, в вырытые под зем­лей глубокие песчаные пещеры (культура Паракас) или в естественные высокогорные пещеры, холодный и чистый воздух которых способствовал сохранению трупов. Вместе с мумиями погребали вещи, которыми человек пользовался при жизни, полагая, что они будут необходимы ему и после смерти. В мифологии инков существовал особый бог-прокровитель трупов — Тотем Вари. Во время празд­ников мумии правителей (инков) выносили на главную площадь, одевали в дорогие одежды и увешивали золо­тым и серебряным оружием. По мнению исследователей, вынос мумий иногда сопровождался распространением продуктов гниения и массовыми заболеваниями.

Медицина высоких цивилизаций древней Америки была на уровне основных достижений развитых рабовладельческих обществ Древнего Востока. По ряду положений она сравнима с медициной Древней Греции и Древнего Рима. А в некоторых отношениях даже превосходила медицину феодальной Европы.

Наиболее развитые представления о строении человеческого тела на континенте были у ацтеков: они имели несколько сот терминов для обозначения частей человеческого тела, в то время как майа – лишь 150. Большинство исследователей связывает эти знания с практикой ритуальных жертвоприношений, когда в установленные дни у нескольких тысяч людей вскрывалась грудная клетка и вынималось сердце. При этом черепа жертв сохранялись. У майа человеческие жертвоприношения стали производиться относительно поздно и к тому же в исключительных случаях.

Причинами болезней считались дурные поступки и грехи, особенности календарного года, не совершение жертвоприношений, внеземные и магические силы, не зависящие от человека. Ацтеки, например, полагали, что болезни ног, язвы и простуды насылает бог дождя Тлалок, а майя связывали лихорадки, желтухи, кровавую рвоту и геморрой с обезьянами, которых считали своими предками. Наряду с этим признавались и вполне естественные причины болезней, связанные с жизнью самого больного.

Врачевание было тесно связано с магией, однако по сути своей оно основывалось на многовековом эмпири­ческом опыте народов континента. Лечением болезней занимались жрецы и народные врачеватели. Ацтеки назы­вали их «тиситл» (ticitl). В Древнем Перу существовало целое племя врачевателей — «колеуальа», которые лечили правителей-инков и сохраняли секреты сво­его искусства внутри племени.

Медицина древней Америки располагала богатейшим арсеналом лекарственных средств растительного происхож­дения, большинство из которых не были известны в Восточном полушарии. Сегодня многие из них изучены и введены в мировую медицинскую практику. Это ипека­куана и наперстянка, кора хинного и гуаякового деревьев, наркотические средства, перуанский бальзам, листья коки и многие другие лекарства.

Высокого уровня на континенте достигло искусство родовспоможения и лечения женских болез­ней. По мнению большинства исследователей, ацтекская медицина в этой области не уступала современной ей европейской.

Родовспоможением в древней Америке занимались женщины, которые уже рожали. Они пользовались все­общим уважением и приглашались в семью сразу же после заключения брака, для того чтобы дать необходимые советы по гигиене и правилам поведения во время бере­менности. За несколько месяцев до родов беременной устраивали паровую баню, во время которой ощупывали живот, определяли положение плода и при необходимости исправляли его. При появлении первых признаков родов роженицу мыли в бане, давали ей лекарство «сасауактли» для предотвращения разрывов и поили соками, настоями и отварами растений, которые способствовали обезболива­нию и стимуляции родов. Рожали стоя на четвереньках или сидя на корточках. Как прави­ло, роженице помогали две женщины: одна поддерживала ее сзади, а другая принимала новорожденного ребенка. Кормление детей грудью начинали со 2—3 дня после рождения и продолжали иногда до 3—4 лет (для стимуляции выделения молока применяли специаль­ные медицинские растения).

Большое значение в жизни майя и ацтеков играли паро­вые бани (temazcalli), которые использовались в гигиени­ческих, лечебных и ритуальных целях. Ацтекские бани представляли собой низкие, с узким входом сооружения, высотой 1, 5 м, длиной 2—3 м. Одна их стена выкладывалась из природного камня. Для получения пара ее обливали водой. В банях готовились к родам и обмывали новорожденного, делали массаж и лечили кожные заболе­вания сернистыми водами.

При всей фрагментарности наших знаний о медицине древней Америки, очевидно, что она была одной из вершин медицины рабовладельческих цивилизаций земного шара. В XVI в. ее достижения стали одним из истоков формиро­вания европейской, а вместе с ней и мировой медицины.

Когда индейские цивилизации были умерщвлены, самые рассудительные люди задумались о содеянном и осознали совершенную ими ошибку, однако потери оказались уже невосполнимыми...

Трагедия цивилизаций древней Америки постоянно напоминает о непреходящей необходимости сохранять и изучать наследие прошлого, использовать его в настоящем и беречь для будущего.

 

Вопросы для тестового контроля


1. Периоды развития населения Американского континента:

1. самобытная эпоха развития народов Американского континента (длительность более 30 тыс. лет)

2. открытие и колонизация материка европейцами (1492 г.)

3. гибель самобытной культуры населения Американского континента

 

2. Основные народы, жившие на Американском материке до колонизации:

1. майа

2. ацтеки

3. инки

 

3. Покровителем врачевания у Майа считался:

1. Ицамна

2. Тетеоиннан

3. Ах-Пуч

 

4. Покровительницей врачевания у Ацтеков считалась:

1. Ицамна

2. Тетеоиннан

3. Ах-Пуч

 

5. Наиболее развитые представления о строении человеческого тела были у:

1. ацтеков

2. инков

3. майа

 

6. У народов Древней Америки причинами болезней считались:

1. дурные поступки, грехи

2. особенности календарного дня

3. не совершение жертвоприношений

4. внеземные и магические силы.

 

7. Ацтеки полагали, что болезни ног и язвы насылает:

1. бог дождя Тлалок

2. бог смерти Ах-Пуч

3. бог-покровитель трупов - Тотем Вари.

 

8. Майа связывали лихорадку, желтуху, кровавую рвоту с:

1. коровами – священными животными

2. обезьянами, которых считали своими предками

3. слонами

 

9. В Древней Америке лечением болезней занимались:

1. жрецы

2. народные врачеватели

3. храмовники

 

10. Ацтеки называли лекарей:

1. Тлалок

2. Жрец

3. Тиситл

 

11. Родовспоможением в Древней Америке занимались:

1. женщины, которые уже рожали

2. женщины, которые не рожали

3. мужчины - хирурги

 

12. Назначение паровых бань у народов Древней Америки

1. проведение ритуалов

2. с гигиенической целью

3. с лечебной целью.

 

13. Источники представлений о строении человеческого тела:

1. практика ритуальных жертвоприношений

2. вивисекция

3. вскрытие трупов казненных преступников.

 

14. Как назывался бальзам, который использовали инки для бальзамирования трупов:

1. перу

2. вари

3. толу

 

15. По мнению историков часто причинами массовых заболеваний во время праздников были:

1. вынос мумий

2. скученность населения

3. низкий уровень гигиены и санитарии

 

16. Причина применения бальзамирования у народов Древней Америки

1. вера в реинкарнацию

2. связь языческой религии с верой в жизнь после смерти

3. вера в духов

 

17. Первый карантин при чуме в Московском государстве был установлен в:

1. Ржеве

2. Москве

3. Киеве

 

18. Аптекарский приказ создан в:

1. 1660 г.

2. 1620 г.

3. 1600 г.

19. Функции аптекарского приказа:

1. приглашение иностранных докторов

2. подготовка отечественных лекарей

3. организация помощи боярам, стрельцам

4. принятие мер при эпидемиях

 

20. Школа для подготовки русских лекарей при аптекарском приказе была открыта в:

1. 1654 г.

2. 1620 г.

3. 1600 г.

 

21. Аптека для царя и его окружения была учреждена в:

1. 1672 г.

2. 1581 г.

3. 1490 г.

 

22. Аптека для «всяких чинов» была учреждена в:

1. 1672 г.

2. 1581 г.

3. 1490 г.

 

23. «Ягодная повинность» - это:

1. налог на сбор дикоросов в лесах

2. сбор ягод и лекарственных трав для аптек

 

24. Во время эпидемии чумы на Руси при монастырях стали открываться:

1. кладбища

2. богадельни и больницы

3. часовни

 

25. Аптекарских приказ содержался за счет:

1. государственной казны

2. подаяний

3. средств монастырей

 

26. На Руси существовало два направления медицины:

1. схоластическая и народная

2. народная и монастырская

3. монастырская и схоластическая

 

27. Первое государственное учреждение здравоохранения на Руси:

1. Аптекарский приказ

2. Медицинские школы

3. Аптеки

 

28. В каком году совершено открытие, позволяющее ликвидировать оспу?

1. 1796 г.

2. 1769 г.

3. 1812 г.

 

29. Витализм – это:

1. прогрессивное направление медицины

2. одна из теорий о причинах возникновения болезни

3. наука о жизни

 

30. К изучению о локализации болезни сделал шаг:

1. Джованни Батист Морганьи

2. Ж. Корвизар

3. А. Галеру

 

31. В период французской революции закрывал университеты схоластического направления:

1. Ж. Корвизар

2. П.Ж. Кабанис

3. А. Галеру

 

32. Учение о тканях создал:

1. Д.Б. Морганьи

2. А. Галеру

3. Ксавье Биша

 

33. Метод перкуссии разработал и широко внедрил в клинику:

1. Л. Ауенбургер

2. Р. Лаеннек

3. Ф. Мажанди

 

34. Метод аускультации разработал:

1. Л. Ауенбургер

2. Р. Лаеннек

3. Ф. Мажанди

 

35. Основы гигиены труда заложил:

1. Г. Бургаве

2. Б. Рамаццини

3. Ф. Брусе

 

36. Автор книги «О происхождении видов»:

1. Ч. Дарвин

2. Шлейден

3. Жан Ламарк

 

37. Теория эволюции Чарльза Дарвина основана на трех принципах:

1. изменчивость, наследственность, выживание

2. изменчивость, наследственность, распространенность

3. наследственность, выживание, распространенность

 

38. Все болезни делил на стенические и астенические (в учении о возбуждении):

1. Дж. Броун

2. Ф. Месмер

3. С. Ганеман

 


 

 

Семинарское занятие №6

 

ТЕМА: Медицина нового времени. Россия ХVIII век.

Цель обучения: ознакомиться с основами врачевания в России ХVIII век.

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия Время (мин)
Водное слово преподавателя  
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию  
Устное собеседование по теме занятия  
Перерыв  
Представление студентами подготовленных тематических докладов  
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя  

Изучение данного материала: реферативные сообщения студентов.

Контроль знаний:

  • Тестирование тематическое
  • Устное собеседование

Вопросы к занятию:

  1. Характеристика эпохи. Реформы в организации медицинской помощи населению.
  2. Борьба материалистических и идеалистических течений в медицине.
  3. Основные достижения отечественной медицины VIII века (Н.М. Максимович-Амбодик, С.Г. Зыбелин, А.М. Шумлянский)
  4. Развитие эпидемиологии. Основоположник – Д.С. Самойлович
  5. М.В. Ломоносов и его влияние на развитее естествознания и медицины.

 

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.

Доклады к следующему занятию:

  • Филомафитский А.М.
  • Пирогов Н.И.
  • Мудров М.Я.
  • Сеченов С.Г.

 

Материал для подготовки к занятиям:

  • Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.
  • Лекционный материал
  • Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).

 

Теоретическая основа:

  1. Россия ХVIII век.

Реформы Петра 1 оказали значительное влияние на развитие российской медицины. Являясь сторонником научного подхода к любому делу, им­ператор поддерживал отношения со многими европейскими учеными. Среди его знакомых были Бурхааве, Ф. Рюйш, И. Ньютон, А. ван Левенгyк. Ввиду невысокой эффективности Лекарской школы в стране ощущалась острая нехватка профессиональных врачей русского происхождения. Пётр ставил престиж отечественной науки, в том числе и медицины, наравне с обороной' и промышленностью. Однако волей судьбы становление рос­сийской науки стало заслугой иностранцев.

Единственным в то время высшим учебным заведением являлась Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 году. Теологиче­ская направленность этого заведения напоминала преподавание в ранних европейских университетах, но даже в таком виде академия имела огром­ное значение в подготовке специалистов для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ. В 1814 году московская епархия решила устранить академию от мир­ских дел, поэтому с новым, более духовным названием ее перевели в Троице-Сергиеву лавру. В начале царствования Петра выпускники Славяно-греко-латинской академии стали первыми слушателями госпи­тальной школы.

Второе государственное медицинское заведение было учреждено по цар­скому указу в 1707 году и приписывалось Военному госпиталю за Яузой.

Благодаря усилиям Н. Л. Бидлоо в школе преподавались дисциплины, прямо относящиеся к лечению. Изучив латынь и рисование, ученики знакомились с хирургией, десмургией (наложение повязок), фармацевти­кой, аптекарским делом. Последнее традиционно изучалось на аптекарских огородах.

Внутренние болезни Бидлоо преподавал сам, читая лекции на латин­ском языке в палатах госпиталя. Имея большой опыт вскрытий, он пе­редавал его воспитанниками, благо анатомирование трупов в петров­ской России не запрещалось. В качестве учебников профессор использовал свои рукописные труды: «Наставления для изучающих хи­рургию в анатомическом театре», «Зерцало анатомии», «Сокровище меди­ко-практических лекций».

Дальнейшее открытие госпиталей сопровождалось созданием школ, подобных заведению за Яузой. Так, в 1715 Пётр 1 торжественно от­крыл Адмиралтейский морской генеральный госпиталь в Петербурге на Выборгской стороне. В 1729 году начал действовать подобный госпи­таль в Кронштадте, в 1758 году открылись сухопутный госпиталь и школа в Барнауле.

Становление высшего образования в России связано с именем Павла Захаровича Кондоиди. Контроль над медицинским образованием входил в его должностные обязанности. Являясь президентом и архиятром (стар­шим врачом) Медицинской канцелярии, он ввел в программу врачебных школ физиологию, акушерство, основы гинекологии и педиатрии. Решени­ем Кондоиди срок обучения удлинялся до 7 лет, а диплом выдавался после прохождения испытаний, порядок проведения которых также разрабатывал архиятр Медицинской канцелярии.

Главным событием в научной жизни России стало открытие Петер­бургской академии наук - основной и лучшей высшей школы страны. 28 января 1724 года император, «будучи в Зимнем доме, собственною своею рукою изволил подписать Проект 'учреждения академии». Детище императора разделялось на два учреждения: университет и собственно академия или социетет художеств и наук, как ее называл Пётр 1.

Официально университет определялся как «собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции, медицине и фи­лософии, младых людей обучают». В свою очередь, академия «есть собра­ние ученых и зело искусных людей, которые науки знают и новые знания совершить и умножить тщатся, а об обучении никакого попечения не име­ют». В первоначальном варианте академию и университет представляли одни и те же лица, занимавшиеся и наукой, и преподаванием, без пересечения этих занятий.

Пост президента академии занял немец Л. Л. Блюментрост, боль­шинство ее членов тоже были иноземцами. Первые заседания академии проходили в доме П. П. Шафирова на Петербургской стороне. Позже она была переведена в новое здание на Васильевском острове, выстро­енном для библиотеки и Кунсткамеры. В разное время иностранными и действительными членами Петербургской академии наук являлись выда­ющиеся ученые: математики Леонард Эйлер и Пафнутий Чебышев, физики Макс Планк и Бенджамин Франклин, историки Василий Струве и Сергей Соловьёв, поэты Александр Остенек и Иоганн Гёте, философы Вольтер, Дидро, Кант, химик-органик Александр Буглеров, биолог Чарльз Дарвин. Медицину представляли Иван Павлов, Луи Пастер, Каспар Фридрих Вольф. Первым действительным членом академии, русским по нацио­нальности, стал Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 годы) и оставался единственным в этом качестве долгое время.

Преподавание в университете соответствовало его статусу государ­ственного светского заведения. Обучение проходило по трем направлени­ям - гуманитарному, физическому и математическому. Медицина (анато­мия) включалась в состав физических наук вместе с ботаникой, химией, теоретической и экспериментальной физикой. В распоряжение студентов и преподавателей предоставлялись библиотека, анатомический театр, бо­танический сад и Кунсткамера, основанная императором.

Первые экспонаты Кунсткамеры (от нем. kunst - «искусство») были закуплены в Голландии, где Пётр 1 жил в 1698 году. Вначале кол­лекция заспиртованных птиц, рыб, насекомых, уродов и отдельных час­тей человеческого тела хранилась в Москве, располагаясь в залах Глав­ной аптеки. В 1714 году собрание перевезли в Петербург и разместили в библиотеке старого Летнего дворца, назвав музей Кунсткамерой. После второй зарубежной поездки Петра 1 экспозиция пополнилась минерала­ми, раковинами и редкими камнями из Данцига; новыми животными, рыбами и змеями в спирту из Амстердама. Кроме того, в Голландии им­ператор купил анатомический кабинет Рюйша, отдав за препарирован­ные трупы более 30 тысяч голландских гульденов. В 1718 году вышел указ о доставке в музей умерших уродов, камней и археологических нахо­док со всех концов России. Спустя 4 года Кунсткамеру и библиотеку пе­ревели в отдельное новое здание, где они находились до того, как посту­пили в ведение Академии наук.

С.Г.Зыбелин - первый русский профессор медицинского факультета Московского университе­та. Его труд " Слово о причинах внутреннего союза частей между собой" (1768г.). Н.М.Максимович-Амбодик - автор первого русского оригинального учебника по акушерству " Искусство повивания или наука бабичем деле" (1768 г.), автор тер­минологических словарей (1792, 1784); А.М.Шумлянский, его диссертация " О строении почек" (1782). Д.С.Самойлович - основоположник отечественной эпидемиологии.

2. Михаил Ломоносов.

Гениальность Михаила Ломоносова - русского ученого с мировым именем, поэта, историка, художника - сознавали его современники и не оспаривали потомки. «Все научные мемуары Ломоносова не только хоро­ши, но даже превосходны» (Л. Эйлр). «Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта. Между Петром 1 и Екатериною 11 он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он сам был первым нашим университетом» (А. Пуш­кин). В деле научного и духовного возрождения отечества Ломоносов счи­тался непосредственным продолжате­лем Петра 1. Его разносторонняя уче­ная деятельность являлась фактическим приложением преобразований царя, нов сфере науки и литературы. Сын не­грамотного беломорского крестьянина начал учиться лишь в 19 лет, поступив в Славяно-греко-латинскую академию. Через 4 года Ломоносова зачислили в Академический университет Петер­бурга, затем отправили продолжать учебу в Германии. С 1742 года Михаил Васильевич - адъюнкт, а с 1745 го­да - действительный член Петербургской академии наук.

Едва заняв должность преподавателя, Ломоносов добился разрешения читать публичные лекции на русском языке. В 1746 году его заботой стал набор студентов из семинарий, увеличение собрания пере водных книг, практическое приложение естественных наук. Не прерывая занятий физи­кой, астрономией, химией, Ломоносов писал научные трактаты на латинском языке. Он принимал непосредственное участие в организации Московского университета, открывшегося в 1755 году.

Из переписки с графом И. И. Шуваловым, с которым Ломоносов дол­гое время сохранял дружеские отношения, видна работа ученого по состав­лению проекта высшего учебного заведения в Москве. «К великой моей радости я уверился, что объявленное словесно предприятие, подлинное действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истин­ной пользе и славе нашего отечества....Ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намереваетесь, то весьма справедливо. Профессоров в полном университете меньше 12 быть не Может в факульте­тах Философском (6), Юридическом (3), Медицинском (3). В последнем должны быть доктора и профессора химии, анатомии и натуральной исто­рии для изучения минералов, трав и животных. А чтобы академики в по­требных вещах недостатка не имели, то надлежит библиотека и натураль­ных вещей камора (кабинет минералов). Без живописца и гравировального мастера обойтись невозможно будет, потому как издания, которые в науках чинится, будут, ежели их сохранять и публиковать, должны, рисованы и гра­дированы быть. При университете должна быть гимназия, без которой университет, как пашня без семян» (Ломоносов, июль 1754 года).

В одном из писем содержались советы по наилучшему порядку обу­чения и организации классов. Ломоносов предлагал все дисциплины раз­делить на три класса по наукам математическим и «которые от оных за­висят»; физическим; гуманитарным или «гуманиоре», включавшим в себя историю и право. На втором курсе предполагал ось преподавать по петер­бургскому подобию: физику, анатомию, химию и ботанику. Ученый ре­комендовал, кроме Профессоров, принять секретаря, «который все, что в академии предлагается, в Протокол вносит, в порядок приводит».


Вопросы тестирования


1.В каком году был создан первый университет в России?

1. 1755г.

2. 1812г.

3. 1764г.

 

2.В каком году был основан первый медицинский факультет в России?

1. 1755г.

2. 1812г.

3. 1764г.

 

3.Кто был основателем первого медицинского университета в России?

1. Ломоносов

2. Бидлоо

3. Забелин

 

4.Деканом первого мед. факультета был:

1. Керштенс

2. Ломоносов

3. Забелин

 

5. Первые лекции читались: (назовите язык)

1. русский

2. английский

3. латинский

 

6. Кто первый читал лекции на русском языке?

1. Керштенс

2. Ломоносов

3. Забелин

 

7. Обеспечивал ли мед. факультет практическую подготовку врачей?

1. да

2. нет

 

8. Где проходили практическую подготовку Российские врачи 18 века?

1. мед. факультет университета

2. госпитальные школы

3. медицинские институты

 

9. В каком году появились первые госпитальные школы?

1. 1707

2. 1755г.

3. 1764г.

 

10. Для состояния здоровья населения в России 18 века характерно:

1. Частые эпидемии, высокая детская смертность, резкая нехватка врачей

2. Частые эпидемии, низкая детская смертность, достаточное количество врачей с высоким уровнем знаний

3. Высокая детская смертность, резкая нехватка врачей, низкий уровень инфекционной заболеваемости.

 

11. «Скорбный лист» это:

1. Свидетельство о смерти

2. История болезни

 

12. Кто впервые в России ввел «Скорбный лист»?

1. М.И.Шеин

2. К.П.Шумлянский

3. Н.Бидлоо

 

13. Позволяло ли мед. образование в 18в. в России получать ученую степень?

1. да

2. нет

 

14. Центральный орган здравоохранения 18в. в России:

1. Аптекарский приказ

2. Медицинская канцелярия

 

15. Госпитальные школы реорганизованы в:

1. медицинские институты

2. медико-хирургические училища

3. оставались госпитальными школами

 

16. Медицинское оборудование изготавливалось в:

1. в кузницах

2. в госпиталях

3. в инструментальных избах

 

17. Как называлась программа возрождения здоровья России М.В.Ломоносова?

1. «О размножении и сохранении российского народа»

2. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

3. «Искусство повивания или наука о бабичем деле»

 

18. Как назывался первый Российский медицинский журнал?

1. Медицина и я

2. С-Петербургские врачебные ведомости

 

19. Кто из ниже перечисленных является ученым 18 века?

1. Ф.И Барсук-Маисеев

2. Н.И. Пирогов

3. И.Ф.Буш

 

20. Перечислите этапы истории медицины:

21. Из скольких этапов состоит процесс исторического развития общества?

1 - 4.

2 - 5.

3 - 6.

 

22. Какие из ниже перечисленных нововведений были осуществлены в эпоху Петра I?

1.основание госпитальных школ для подготовки лекарей

2.лечение минеральными водами

3.производство медицинского оборудования

4.введен учет демографических явлений (рождаемость, смертность)

 

23. Кто был первым доктором, защитившим диссертацию в России?

1.Ф.И. Барсук-Маисеев

2.С.Г. Зыбелин

3.М.В. Ломоносов

4.Н.М. Амбодик-Максимович

 

24. Кто ввел в практику родовспоможения акушерские щипцы, а для обучения студентов акушерским приемам – фантом?

1.Ф.И. Барсук-Маисеев

2.С.Г. Зыбелин

3.М.В. Ломоносов

4.Н.М. Амбодик-Максимович

 

25. Кто из ниже перечисленных является основоположником отечественной эпидемиологии?

1. Д.С. Самойлович

2.С.Г. Зыбелин

3.М.В. Ломоносов

4.Н.М. Амбодик-Максимович

 

26. Из каких разделов состоит история медицины?

1. общая, частная

2. частная

3. общая

 

27. Какие из ниже перечисленных тезисов входят в содержание письма М.В. Ломоносова к графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» (1761г)?

1.повышение уровня санитарной гигиены населения

2.повышение качества подготовки врачей

3.отражение тяжелого состояния общественного здоровья: высокая смертность, заболеваемость, детская, а также материнская смертность

4.разработка мер по улучшению качества медицинской помощи

 

28. Какое из ниже перечисленных определений понятия «народная медицина» является верным?

1. Методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке установленном в законодательстве РФ

2. Система знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продления жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.

 

29. Кто является автором высказывания одного из символов медицины «Светя другим – сгораю сам»?

1. Ф. Рьюиш

2. А. Визалий

3. Н. Тюльп

 

30. Кто впервые в России изучил строение почки?

1. А.М. Шумлянский

2.А. Ф. Шафонский

3. Д.С. Самойлович

 

31. Организатором строительства и работы московского госпиталя является:

1. Н. Бидло

2. Г.Бургаве

3. Эразмус

 

32. Коллекция «монстров» была приобретена Петром I:

1.Ф. Рьюиш

2. А. Визалий

3. Н. Тюльп

 

33. Кто впервые из ученых медиков 18 века предложил вводить карантин при эпидемиях?

1. Д.С. Самойлович

2. М.И. Ломоносов.

3 С.Г. Зыбелин

 

34. Автор руководства «Искусство повивания и наука о бабичьем деле»?

1. Н.М. Максимовч-Амбодик

2. В.М. Рихтер

3. И.В. Буяльский


 

Семинарское занятие №7

 

ТЕМА: Медицина нового времени. Россия начало ХIХ века.

Цель обучения: ознакомиться с основами врачевания в России ХIХ век.

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия Время (мин)
Водное слово преподавателя  
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию  
Устное собеседование по теме занятия  
Перерыв  
Представление студентами подготовленных тематических докладов  
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя  

Изучение данного материала: реферативные сообщения студентов.

Контроль знаний:

  • Тестирование тематическое
  • Устное собеседование

Вопросы к занятию:

  1. Дать краткую характеристику эпохи 19 в, реформы, проводимые в области медицины
  2. Условия, влияющие на развитие медицины 19 века, характеристика здравоохранения
  3. Влияние материалистических взглядов ученых-медиков данного периода на развитие медицины
  4. Развитие хирургии: становление хирургии, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
  5. Развитие терапии: становление терапии, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
  6. Развитие педиатрии: становление педиатрии, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
  7. Развитие акушерства: становление акушерства, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
  8. Развитие гигиены: становление гигиены, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины

 

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.

Доклады к следующему занятию:

    • С.П. Боткин
    • Н.В. Склифосовский
    • И.И. Мечников
    • И.П. Павлов

Материал для подготовки к занятиям:

  • Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.
  • Лекционный материал
  • Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку)

 

Теоретическая основа:

Россия конец VIII начало IХ вв.

Во второй половине 18 и первой половине 19 в. были заложены основы военной и морской гигиены. Работы русского врача Д. Самойловича о чуме, опубликованные во второй половине 18 в., позволяют считать его одним из основоположников эпидемиологии.

Условия для теоретического обобщений в области медицины были созданы прогрессом физики, химии и биологии на рубеже 18—19 вв.: открытие роли кислорода в горении и дыхании, закона сохранения и превращения энергии, начало синтеза органич. веществ (1-я половина 19 в.), разработка учения о полноценном питании, изучение химич. процессов в живом организме, которое привело к возникновению биохимии” и т. д.
Развитию клинической медицины способствовала разработка во 2-й половине 18 — 1-й половине 19 в. методов объективного исследования больного: выстукивания (Л. Ауэнбруггер, Ж. Корвизар и др.)” выслушивания (Р. Лаэннек и др.), ощупывания, лабораторной диагностики. Метод сопоставления клинических наблюдений с результатами посмертных вскрытий, примененный в 18 в. Дж. Морганьи, а затем М. Ф. К. Биша, Р. Вирховом, К. Рокитанским, Н. И. Пироговым и многими другими, а также разработка клеточной теории строения организмов породили новые дисциплины — гистологию и патологическую анатомию, которые позволили установить локализацию (место) болезни и материальный субстрат многих болезней.
Чтобы оценить значение развития науки о лекарствах, достаточно вспомнить, какой грубый эмпиризм господствовал здесь в то время. И в 16, и в 18 в. арсенал лечебных средств независимо от того, каких взглядов придерживался врач, ограничивался кровопусканиями, клистирами, слабительными, рвотными средствами и еще немногими, однако достаточно эффективными лекарствами.
В России основополагающий вклад в развитие экспериментальной фармакологии внесли труды Н. П. Кравкова.

Еще в 1-й половине 19 в. трудами Е. О. Мухина, И. Е. Дядьковского, А. М. Филамофитского и других были заложены теоретические и экспериментальные основы развития физиологического направления в отечественной медицине, но особый расцвет его приходится на 2-ю половину 19 и 20 вв. Книга И. М. Сеченова “Рефлексы головного мозга” (1863) оказала решающее влияние на формирование материалистических воззрений врачей и физиологов. Наиболее полно и последовательно физиологический подход и идеи нервизма были использованы в клинической медицине С. П. Боткиным, основоположником научного направления отечественной внутренней медицины, и А. А. Остроумовым. Наряду с ними мировую славу русской терапии принесла клиническая школа Г. А. Захарьина, которая довела до совершенства метод расспроса больного. В свою очередь взгляды С. П. Боткина оказали глубокое влияние на И. П. Павлова, труды которого по физиологии пищеварения были удостоены Нобелевской премии, а созданное им учение о высшей нервной деятельности определило пути решения многих проблем как теоретической, так и клинической медицины.

Многочисленные ученики и идейные продолжатели И. М. Сеченова (Н. Е. Введенский, И. Р. Тарханов, В. В. Пашутин, М. Н. Шатерников и др.) и И. П. Павлова развивали передовые принципы материалистической физиологии в различных медико-биологических дисциплинах.


Вопросы тестирования


1. Восстание декабристов произошло в:

1. 1861 г.

2. 1825 г.

3. 1789 г.

 

2.Какие важные события 19в. всколыхнули Россию?

1. Великая французская революция

2. Восстание декабристов

3. Отмена крепостного права

 

3.Что проповедовали в то время деятели медицины?

1. Стихийный материализм

2. Метод эмпирического подхода

3. Эволюционную теорию

 

4. Основу медицинской науки 19в составляла:

1. Медико-биологические исследования

2. Вскрытие трупов

 

5. Главный наследник Сеченова:

1. И.П. Павлов

2. М.Я. Мудров

 

6. Какой закон открыл Сеченов?

1.закон внутреннего торможения

2.закон всемирного тяготения

 

7. Сеченов и Павлов считали:

1. «организм – единое целое»

2. выделяли душу и тело

 

8. Годы жизни Клода Бернара?

1. 1813-1873

2. 1836-1878

3. 1812-1865

 

9.Какую задачу поставил Клод Бернар?

1. объединить медицину, физиологию, патологию

2. развитие офтальмологии

 

10.Кому принадлежит фраза «Врач экспериментатор- врач будущего»?

1. И.П. Павлов

2. М.Я. Мудров

3. Клод Бернар

 

11. Область работы Геймгольца?

1. физиология нервной системы

2. физиология иммунной системы

 

12. Кто является основателем первой русской хирургической школы?

1. И.Ф. Буш

2. Н.И. Пирогов

3. И. В. Буяльский

4. Г.И. Сокольский

 

13.Кто является основателем первой русской анатомической школы?

1. И.Ф. Буш

2. Н.И. Пирогов

3. И. В. Буяльский

4. П.А. Загорский

 

14. Кто сконструировал офтальмоскоп?

1. Гельмгольц

2. Склифосовский

 

15. Преемник Полунина:

1. Руднев

2. Ломоносов

3. Пирогов

 

16. Кому принадлежит высказывание «Организм - клеточное государство»?

1. Руднев

2. Ломоносов

3. Пирогов

4. Вирхов

 

17.Создатель клеточной теории:

1. Вирхов

2. Павлов

3. Мудров

 

18. Первая анатомическая школа была основана в:

1. С-Петербурге

2. Москве

 

19. Знаменитый труд Загородского:

1. «Сокращенная анатомия»

2. «Наука о бабичьем деле»

 

20. Какая самостоятельная наука выделилась из хирургии?

1. оперативная хирургия

2. десмургия

3. офтальмология

 

21. Кто разработал операции на желудке?

1. Бильрот

2. Пирогов

3. Руднев

 

22. Кто ввел применение хлорированной воды?

1. Руднев

2. Ломоносов

3. Зельмельвейт

 

23. Листер использовал как антисептик:

1. карболовую кислоту

2. виркон

3. люголь

 

24. Кто был основателем «Московской медицинской газеты»?

1. М. Я. Мудров

2. Г.И. Сокольский

3. В.В. Пашутин

4. Ф.И. Иноземцев

 

25. Какие из ниже перечисленных суждений относятся к признакам здорового организма, которые привел Ф. И. Иноземцев?

1. здоровое строение органа (клетки)

2. правильное действие (регуляции) центральной системы, которая приводит стимулы к органу (клеточке)

3. здоровый сосудистый аппарат, который также находится под влиянием церебральной нервной системы и при помощи, которой органы получают питание

4. ненарушенное трофическое влияние узловатой нервной системы, которая возбуждает кровь и ячейку каждого органа

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.