Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурная жизнь. Развитие научных знаний о белорусском народе






Культура белорусских земель находилась под сильным влиянием польской и, в меньшей степени, русской культур, что объяснялось как общественными условиями нахождения их в составе Речи Посполитой, а потом Российской империи, так и сознательной политикой руководящих кругов этих государств, направленной на денационализацию белорусского этноса. Только после шляхстского восстания 1830 – 1831 гг. царское правительство всерьез принялось за вытеснение польского языка и культуры, поднимая здесь знамя православия и единой русской народности. Полонизация сменилась и дополнялась русификацией.В конце XVIII - начале XIX вв. Беларусь в научном отношении оставалась неизученным краем. Совсем не было исследований о языке, фольклоре, этнографических границах расселения белорусов, истории Беларуси. Не существовало даже единого названия народа и страны. Так название «Беларусь» в то время закрепилось только за восточными губерниями - Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская носили название «Литва». Преимущественно безграмотное в своем большинстве белорусское население не выявляло себя особым отдельным народом. Свою национальную принадлежность оно определяло не по этничным (национальным), а по конфессиональным (религиозным) или местным приметам, называя себя «Тутыйшымi». Православие воспринималось или как «русская вера», а католичество – как «польская».

Условия развития культуры Беларуси тесным образом связаны с процессом становления белорусской нации; формирование творческой, национальной интеллигенции, начавшей дело национально-культурного возрождения, возникновением нового научного направления – белорусоведения.

Для пробуждения национального самосознания важное значение имела деятельность собирателей и исследователей фольклора, лингвистов, историков, этнографов.

Со второй половины XIX века национально-культурное движение превращается в главный фактор сохранения этнической самобытности белорусского народа и выступает движущей силой консолидации и формирования патриотизма к своему краю:

1) борьба за возрождение белорусского языка (Ф.Богушевич);

2) на базе возрождения национальной культуры ставятся вопросы о национально-государственном будущем белорусского народа;

3) молодая интеллигенция конца XIX века начала разрабатывать национальную концепцию исторического пути Беларуси (первая попытка сформулировать белорусскую национальную идею);

4) всестороннее изучение быта и традиций края;

5) первая национальная печать, выступившая в роли координатора процесса национального возрождения.

В этом процессе огромную роль сыграли газеты «Наша доля» (1906) и «Наша Нiва» (1906-1915). Газета выступала за национальное равноправие белорусского народа, развитие его культуры, искусства и литературы. С её участием выходил популярный «Беларускi каляндар», журналы «Саха», «Крапiва», «Лучынка». В начале XX века возникли белорусские издательства «Загляне сонца i у наша аконца» (Петербург), «Наша хата» (Вильно), «Саха» (Минск) и др. Они выпустили первые учебники на белорусском языке, «Першае чытанне для дзетак беларусау» Тётки, «Першая навука чытання» К. Каганца, отдельные произведения белорусских писателей, научно-популярные брошюры.

Беларусь стала объектом исследования российских учёных. Уже в 1773 году. Академия наук послала сюда две экспедиции - астрономическую и физическую. Во второй половине XIX века велись научные исследования истории языка, культуры и быта белорусского народа:

1) отделение русского языка и словесности Российской А.Н.

2) общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при МГУ

3) вольное экономическое общество

4) в 1867 году в Вильно был создан Северо-Западный отдел Русского географического общества

5) в 1870 году в Петербурге был издан первый фундаментальный «Словарь белорусского наречия» И. Носовича

6) началась публикация исторических источников - «Акт...»

7) большую роль в собирании белорусского фольклора и изучении этнографии Беларуси сыграли русские и польские учёные П.Владимиров, И. Срезневский, А. Соболевский, А. Потебня, М. Федеровский.

8) всесторонним исследованием края занимались белорусские учёные М. Довнар-Запольский, Н. Никифоровский, Е. Романов, М. Любавский, и др.

9) к 1914 году действовало более 50 научных и культурно-просветительских обществ;

10) развитие науки и техники в начале XX века связано с именами учёных-физиков А. Наркевича-Едки, Е.Сняткова, А.Садовского и талантливых инженеров М. Стульгинского, К.Павловского. Технические новшества - автомобиль, радио, теле фон, кинематограф - все в мире входили в повседневный обиход городского населения;

11) основатель белорусской трилогии У. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах " Беларусы", названную энциклопедией белорусоведения. В работе впервые доказывалась национальная самобытность белорусов как самостоятельного славянского этноса. Он составил карту расселения белорусов.

12) в литературе в начале XX века сложилось мощное реалистическое направление, которое является цветом белорусской национальной творческой мысли. Представлено произведениями Я.Купалы, Я.Коласа, Т.Гартного, М.Горецкого, А.Пашкевича и др. белорусов.

Итак, в условиях продолжительной колонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик и, несмотря на большие потери, отстоял свою национальную перспективу. Вторая половина XIX и начало ХХ вв. в истории белорусской культуры ознаменовались значительными достижениями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.