Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центральные государственные учреждения






Центральные государственные учреждения остались в основном прежними, но в них стали привлекать представителей промышленной, торговой, банковской, железнодорожной буржуазии, т. е. началось “сближение” буржуазии c господствующим классом. Для деятельности пореформенных ведомств стала характерной некоторая децентрализация: часть исполнительных и распорядительных функций передавалась местным учреждениям, а за центральным аппаратом сохранялись лишь общее руководство и надзор.

Новым в Министерстве внутренних дел было создание Земского отдела и усиление цензуры через Главное управление по делам печати, которое до 1905 г. издало 562 циркуляра, запрещавших освещать в печати те или иные вопросы внутренней и внешней политики. Новым было и создание в составе министерства Департамента полиции, первыми директорами которого стали В. К. Плеве (1884 г.) и П. Е. Дурново (1884–1893 гг.).

Министерство юстиции, несмотря на осуществление судебной реформы, сохранило весь свой аппарат. В 1895 г. в его ведение было передано из Министерства внутренних дел Главное тюремное управление. Кроме того, в 80-е годы разрабатывалось новое “Уголовное уложение”, устанавливающее более гибкую систему наказаний. И хотя оно было утверждено царем в 1903 г., чиновники Государственного совета настояли на сохранении старого Уложения, а из нового включили лишь главы, касавшиеся политических преступлений: “О бунте против верховной власти”, об усилении репрессий за массовые выступления рабочих (стачки, демонстрации), за хранение нелегальной литературы.

В пореформенный период еще более возросло значение Министерства финансов. Был проведен ряд реформ по упорядочению кредита, бюджетной, налоговой систем и государственного контроля.

С 1862 г. действовали новые правила составления, утверждения и исполнения государственной росписи, предусматривавшие обеспечение бюджетного единства. Государственные росписи стали публиковаться. Было введено единство кассы. Все доходы стали сосредоточиваться в кассах государственного казначейства, и из них же производились расходы.

Еще в начале 60-х годов были упразднены винные откупы. Торговлю спиртным сделали свободной, а с 1863 г. производство спиртного обложили акцизным сбором. Акциз на водку, как косвенный налог, стал большим источником доходов для государства. С его введением Департамент разных податей и сборов разделили на два – неокладных и окладных сборов.

Департамент неокладных сборов заведовал питейным, табачным, свеклосахарным, спичечным, керосиновым акцизами и пошлинами: гербовыми, судебными, канцелярскими, паспортными, страховыми и т. д. Акцизы в 70-е и 80-е годы составляли 35–40 % доходов государства.

Департамент окладных сборов заведовал системой прямого обложения, натуральными повинностями (дорожной, постойной и т. д.).

С 1864 г. в аппарате министерства существовал Департамент торговли и мануфактур, управляющий казенной промышленностью и “попечительствовавший” над частной промышленностью и торговлей.

При министрах финансов Н. Х. Бунге (1881–1887 гг.), И. А. Вышнеградском (1887–1892 гг.), С. Ю. Витте (1892–1903 гг.) в России значительно увеличились косвенные налоги. В связи с этим Департамент неокладных сборов был преобразован в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей (1896 г.), заведовавшее акцизными сборами и казенной продажей спиртных напитков. Министерство через свои органы установило размеры цен на поставку в казну спирта, продажные цены на спиртные напитки, рассмотрело ходатайство о постройке винокуренных заводов и т. д.

Большие изменения произошли в кредитной системе государства. В 1860 г был создан Государственный банк для оживления кредитной системы, а после финансовой реформы 1898 г. Госбанк стал и эмиссионным учреждением. Были созданы Крестьянский поземельный (1882 г.) и Дворянский земельный (1885 г.) банки, которые возглавлял один управляющий.

Особая канцелярия по кредитной части управляла казенными банками и контролировала частные. С конца 50-х годов здесь велась государственная домовая книга. В связи с развитием промышленности, а значит, и ростом численности пролетариата при Министерстве финансов была создана фабричная инспекция, потом – Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие.

Однако Россия оставалась крестьянской страной. В 1894 г. было создано Министерство земледелия и государственных имуществ (из ранее существовавшего Министерства государственных имуществ). Основными задачами нового министерства стали улучшение состояния сельского хозяйства путем казенного попечительства о расширении полезной для земледелия территории, распространение агрономических знаний, развитие кустарных промыслов. В составе нового министерства были Сельхозсовет, Департамент земледелия и два отдела – Отдел сельской экономики и сельскохозяйственной статистики и Отдел земельных улучшений.

Сельскохозяйственный совет, председателем которого был министр, состоял из чиновников министерства и помещиков и зажиточных крестьян, приглашенных на год. Совет обсуждал законопроекты, выяснял нужды сельского хозяйства России. Практические меры, предлагаемые Советом, реализовывал Департамент земледелия, который к тому же заведовал сельскохозяйственными учебными заведениями, организовывал сельскохозяйственные выставки и т. д. Отдел земельных улучшений заботился об орошении земель, осушении болот и т. д. Отдел сельскохозяйственной экономики и статистики изучал условия, в которых развивались сельские хозяйства. Но структура и аппарат министерства были громоздкими, средства, отпускавшиеся на нужды сельского хозяйства, ничтожными, и потому министерство было бессильно изменить что-либо кардинально.

Министерство народного просвещения занимало скромное место в государственном аппарате. Реформы 60-х годов не получили развития. После покушения Каракозова на царя (1866 г.) министерство установило более жесткий контроль над просветительными учреждениями. Министрами становились поэтому отнюдь не самые прогрессивные деятели – граф Д. А. Толстой (1866–1880 гг.), граф И. Д. Делянов (1882–1897 гг.), Н. П. Боголепов (1897–1901 гг.). Указы, принятые царем и министерством, ограничивали доступ в учебные заведения разночинной молодежи, усиливали идеологический контроль над образованием, что отразилось в правилах о печати 1883 г., университетском уставе 1884 г., циркуляре о кухаркиных детях 1887 г. и др. Вместе с тем министерство не могло не учитывать возросшие потребности в специалистах в связи с развитием промышленности, дорожного строительства и вообще с изменением экономической ситуации в стране. Поэтому в структуре министерства были созданы отделение по техническому и профессиональному образованию (1884 г.), особое отделение департамента по заведованию промышленными училищами (1893 г.), отдел департамента по профессиональному женскому образованию (1900 г.) Но забота о повышении образованности народа еще не стала главной правительства России. Органы просвещения и образования охватывали ничтожную долю населения. Из госбюджета на это выделялось 1–2 % и к началу ХХ в. более 70 % населения страны остались неграмотными.

Реформы коснулись Военного министерства, частично Министерства иностранных дел, но их функции и роль практически не изменились.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.