Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местные государственные учреждения. В первой половине XIX в. России сохранялось административно-территориальное деление на губернии и уезды






 

В первой половине XIX в. России сохранялось административно-территориальное деление на губернии и уезды. К середине века насчитывалось 52 губернии, во главе которых стояли генерал-губернаторы. Но в ряде губернии права местных органов были расширены. Так, существовали наместники в Царстве Польском (с 1815 г.), на Кавказе (1844–1845), генерал-губернаторы – в Финляндии, Западной и Восточной Сибири, Москве и Петербурге. С осуществлением министерской реформы сложилась «линейная» система управления. Все должностные лица и учреждения были распределены между министерствами и ведомствами.

Москве и Петербурге. С осуществлением министерской реформы сложилась «линейная» система управления. Все должностные лица и учреждения были распределены между министерствами и ведомствами.

Губернатор был «хозяином губернии». Он подчинялся Министерству внутренних дел и управлял губернией через канцелярию, губернское правление, комиссии и комитеты, присутствия (комиссии народного продовольствия, по сбору статистических сведений, по борьбе с раскольниками и т. д.). Полицейские учреждения возглавлял уездный исправник, при котором создавалось полицейское управление (земский суд), куда входили четыре-пять дворянских заседателей, а с 30-х годов XIX в. еще два заседателя от государственных крестьян. Уезды делились на станы. В каждый стан губернатор назначал исполнителя – станового пристава, который в своей работе опирался на сельскую выборную полицию от удельных и государственных крестьян (сотских и десятских) и вотчинную полицию – от помещиков.

В торговых городах (Одесса, Таганрог, Керчь, Измаил и др.) полицейское управление возглавлял градоначальник, подчинявшийся Министерству внутренних дел. Совместно с местной администрацией действовали органы жандармерии, которые тоже следили за порядком. Страна была разделена на восемь жандармских округов, возглавляемых жандармскими генералами. Округа делились на отделения, возглавляемые жандармскими офицерами.

Тюрьмы России тоже принадлежали разным ведомствам. Высшие политические тюрьмы – Петропавловская, Шлиссельбургская, Дюнемюндская – находились, в ведении Ш отделения. Духовные тюрьмы (Соловки, тюрьма в Суздале) были в ведении Синода, общеуголовные – в ведении Министерства внутренних дел. В Сибири существовали каторжные тюрьмы.

В 1823 г. были созданы военно-арестантские роты для осужденных-солдат и офицеров. Потом они превратились в общие тюрьмы, где содержались осужденные гражданские лица, крепостные крестьяне и др. К середине XIX в. в России насчитывалось 53 таких тюрьмы. Губернское дворянское собрание – орган местной дворянской корпорации – избирал уездных исправников, судей, заседателей, уездных предводителей дворянства, которые были председателями уездных комитетов, комиссий, присутствий. Но в эти годы началось разложение городских сословных учреждений. Прекратили свое существование городские депутатские собрания, общие думы. Действовали лишь шестигласные думы, при которых существовали торговая депутация, торговые смотрители, старосты и др. Средства на благоустройство городов отпускались ничтожные, да к тому же хозяйственная деятельность дум находилась под опекой губернаторов, поэтому эффективность деятельности городских сословных учреждений была невелика. Уездный суд сословий был местным учреждением Министерства юстиции. Все приговоры суда поступали на утверждение губернатору. Роль прокуратуры на местах по-прежнему была ничтожной. Отсутствовала адвокатура. Дела решались медленно. Взяточничество по-прежнему процветало, Кроме того, в каждой губернии существовали местные органы Министерства финансов: казенная палата и уездное казначейство из назначаемых чиновников. В первой половине XIX в. было проведено пять ревизий (1811, 1815, 1833, 1850 и 1857 гг.), материалы которых находились в хозяйственных отделениях казенных палат, которые управляли государственными крестьянами и государственным имуществом. Отделение питейных сборов осуществляло контроль над питейными откупами, за выдачей свидетельств на винокурение. Казначейское отделение заведовало уездными казначействами. Уездные казначейства ведали приемом, хранением денежных сборов и выдачей денежных сумм. По распоряжению местных властей они выдавали паспорта, подорожные, вели продажу гербовой бумаги. К Министерству финансов относились местные таможенные учреждения, горные, соляные конторы, мануфактурные комитеты и коммерческие отделения. Существовали местные учреждения Главного управления путей сообщения, народного просвещения, Синода, военного ведомства и др.

Таким образом, в первой половине XIX в. в России были проведены новые реформы государственного управления (учитывавшие потребности времени, опыт управления другими странами, в частности Францией), сохранявшие преемственность с историческими формами управления в России. Однако смена коллегиальной формы управления министерской способствовала еще большей бюрократизации аппарата. Сохранились и военно-полицейские методы руководства.

К середине XIX в. аппарат управления страной не справлялся с общегосударственными проблемами, о чем свидетельствовали и неудачи в Крымской, войне и непрекращающиеся выступления крестьян.

Внутренняя и внешняя обстановка требовала преобразования управления на иных, чем раньше основах.

 

Литература:

1. Быстренко, В.И. История государственного управления и самоуправления в России / В.И. Быстренко. – Новосибирск-Москва, 1997.

2. Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. – М. 1983.

3. Зайончковский, П.А. Правительственный аппарат в самодержавной России в XIX веке. / П.А. Зайончковский. – М., 1978.

4. Половцев, А.А. Дневник государственного секретаря / А.А. Половцев. – М., 1996.

5. Рогов, В.А. История государства и права России: IX–начало XX в. / В.А. Рогов. – М., 1995.

6. Сахаров, А.Н. Александр I: жажда боязнь реформ / А.Н. Сахаров. – Вестник РАН, 1994. – Т. 64 №10.

7. Сперанский, М.М. Проекты и записки / М.М. Сперанский. – М., 1961.

8. Личман, Б.В. История России / Б.В. Личман. – Екатеринбург, 1995.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.