Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляд на работу И.И.Срезневского с позиций XXI века

Полтора века назад Русь просвещённая начала обращать внимание на свои корни, на свои истоки. Стали появляться работы А.С. Кайсарова, Г.А. Глинки, Д.О. Шеппинга, А.С. Фаминцына, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, посвящённые быту славян, обрядам и верованиям. Появился интерес к древним славянским богам. Интеллигенция, которая была прекрасно знакома с именами египетских, греческих и римских языческих богов, житиё которых было описано античными классиками и досконально изучалось в учебных заведениях, вдруг узнала имена Перуна и Велеса, Семаргла и Переплута. Интересно, что основную информацию наши исследователи получали из иностранных европейских и арабских источников, которые крайне отрывочны и весьма тенденциозны. Однако начались и этнографические исследования – хождения по деревням и весям за сбором информации из первоисточников.

В дальнейшем, в работах А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Н.М. Гальковского пошла систематизация, стал вырабатываться сравнительно-исторический метод изучения, наметился процесс установления органической связи языка, народной поэзии и народной мифологии.

Измаил Иванович Срезневский пришёл в народоведение из политической экономии. Обучаясь, защищая диссертации и обучая студентов на философском факультете Харьковского университета, юный учёный в 1833–38 издавал сборники исторических песен и документов, связанных с бытом Запорожья («Запорожская старина»). Работа «Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям» стала его докторской диссертацией, которую он защитил в 1846 году. Это честное исследование человека умного, знающего, который сам непосредственно столкнулся с этим миром в своих путешествиях по Малороссии и Восточной Европе.

В своём исследовании сочинитель изучает некий собирательный образ Славян, при этом в заключении подводя итог, что языческие богослужения Славян, к каким бы Славянам они не относились, не представляют никаких существенных противоречий, а только дополняют и объясняют одни других взаимно. В основе его работы лежит основное положение, что языческая религия древних Славян была основана на положительных догматах, которыми определялись понятия о божестве и его отношениях к природе и человеку, а именно: могущество божества в природе, наличие единого верховного божества, родоначальника всех других божеств (Великого бога, Бога богов или Прабога), бессмертие души человеческой. В работе описаны святилища, проводимые обряды, жрецы и календарь обрядов. Подводя итог, Срезневский отмечает, что Славянин считал своим долгом и правом славословить богов, торжественными обрядами молений и жертвоприношений выражать чувства преданности к ним, молить богов об освящении и очищении от всякого зла его самого и того, что ему нужно. Было отмечено, что существуют особые дни, посвящённые богослужебным торжествам.

Эта и другие работы Измаила Ивановича, а также других сочинителей XIX - начала XX веков, описывающих быт, нравы, богослужения древних славян, явились источником для создания идеологических основ современного славянского Родноверия. Если бы эпоха атеистической борьбы, взявшая верх в середине XX века в славянском мире не приостановила изучение древнего мировоззрения, национальная идея в России давно бы созрела и дала свои плоды.

 

Резунков Андрей Геннадьевич,
гл. редактор издательства «Артель Ворожеи», Глава Общины Славянского наследия «Крина», доктор философии, член Русского географического общества

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Относительный (одноаффиксный) изафет | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.