Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение права и государства






Предыстория права и государства начинается в первобытном обществе. В процессе анторопосоциогенеза человеческое общество формировалось на основе общепринятой и общеобязательной си­стемы норм, которая противопоставлялась инстинктам животно­го мира. Поэтому система социального регулирования зарождает­ся на стадии родовой общины. Родовая община — объединение людей одного рода (т.е. нескольких поколений, происходивших от общих предков), которые имели коллективную собственность и вели хозяйство на основе половозрастного разделения труда. Вер­ховная власть находилась в руках совета старейшин: он руководил производством и распределением продуктов, исполнением религи­озных обрядов, мог принудить членов коллектива к действиям в интересах сообщества.

Целью социального регулирования впервобытном обществе являлась охрана целостности рода и обеспечение его нормального функционирования. Нормы поведения выражали биосоциальные условия жизнедеятельности (имели природные, биологические, хозяйственные обоснования), отличались жестокостью и не пред­полагали социальной активности. Они выступали в виде моно­норм-обычаев, включающих в себя мораль, этикет, религиозные предписания, зачатки права. Связь с мифологией, религией дела­ла обычай обязательным для всего сообщества. Особенностью со­циального регулирования в первобытных обществах было доми­нирование запретов-табу (например, принцип экзогамии — запрет вступать в брачные отношения внутри рода). Выделялись и пози­тивные обязывания, касавшиеся порядка распределения добычи, ритуальных обрядов (инициации), празднеств.

Процессы образования государства и формирования позитив­ного права были ускорены неолитической революцией (6-4 тыс. лет до н.э.) — переходом от присваивающего хозяйства к произво­дящему. Она способствовала формированию постоянного избы­точного продукта и изменила формы социальной организации.

Возникает патриархальная семья, состоявшая из отца-патриар­ха, его жен, детей и их семей, ближайших родственников с семья­ми, рабов. В таких семейно-клановых группах исчезает равенство и выстраивается система социальных рангов (пол, возраст, принад­лежность к определенному поколению стали определять статус каждого в группе). Власть патриарха носила обязательный харак­тер и являлась властью положения, т.е. не связывалась с личными качествами и не зависела от воли членов группы. Предоставляемые лидеру привилегии рассматривались как эквивалент сложным ад­министративным функциям, которые он выполнял внутри клана. Со временем из родовой собственности выделяется семейная и возникает сельская территориальная община.

Протогосударство (чифдом, вождество) — это политическая структура, в которой существует социальное и имущественное не­равенство, разделение труда, обмен деятельностью. Протогосудар­ство возникает как группа общинных поселений, подчиненных центру — резиденции вождя.

Возникают предпосылки формирования позитивного пранн: обы­чаи рода или племени трансформируются в правовые обычаи (изустные законы, основанные на традиции). Появляется нормативное регулирование, т.е. общие объективные правила, огриничпшиие

возможность для произвольного толкования. Позитивные обязы- вания приобретают властный характер. Наряду с запретами появ­ляются дозволения как права отдельных членов коллектива посту­пать по своему усмотрению. Таким образом, социальные субъекты получают определенную свободу и самостоятельность. Постепенно протогосударства трансформируются в ранние государства. Право­вой обычай сменяется писаными законами, что свидетельствует о возникновении позитивного права. Появление писаных источни­ков права означает возникновение у государства способности ус­танавливать общеобязательные нормы, поддержанные государствен­ным принуждением. Частью государственной организации стано­вится суд. Развивается карательная функция государства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.