Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет стоимости прав на объект интеллектуальной собственности






Наиболее часто для оценки прав на объекты интеллектуальной собственности используется метод роялти в рамках доходного подхода. Суть метода состоит в том, что владелец прав на объект интеллектуальной собственности, например автор, которого принято называть лицензиаром, передает права на этот объект другому лицу (лицензиату). За это он получает от лицензиата вознаграждение как часть от той прибыли, которую в будущем принесет использование передаваемого ОИС. Размер этого вознаграждения равняется цене ОИС. Платежи, по которым вознаграждение выплачивается равными долями в конце каждого года на протяжении действия лицензионного договора, называется " роялти".

Стоимость ОИС рассчитывают по формуле:

где PV - стоимость ОИС в настоящее время, которая равняется сумме выплат роялти на протяжении срока действия лицензии, грн.;

- прогнозируемые денежные потоки, которые генерируются предметом лицензии за период t (так называемая база роялти), грн.;

t - расчетный срок действия лицензии (период);

- ставка роялти за период t, %.

Значения стандартных ставок роялти приведены в [1]. Такие таблицы позволяют определить приблизительный размер ставки роялти для каждого конкретного объекта лицензии. Стандартное значение ставки роялти может быть уточнено по результатам поиска и анализа материалов конкурентов на объекты, которые являются аналогичными или приближенными по своим характеристикам к предмету лицензии. Отметим, что размер ставки роялти будет зависеть от принятой базы роялти. Так, если в качестве базы роялти принять прибыль, то ставка роялти будет равняться доле лицензиара в прибыли лицензиата, то есть ее величина может достичь 50 %.

За базу роялти, как правило, принимают или стоимость продаж изготовленной по лицензии продукции, или ее себестоимость, или полученную прибыль, или стоимость основного сырья.

Если за базу роялти принята стоимость продаж изготовленной по лицензии продукции или ее себестоимость, то величина денежного потока за период t определяется по формуле:

,

где: - количество изготовленного товара в натуральных единицах;

- цена единицы изготовленного товара или его себестоимость, грн.

Если за базу принимается доход или прибыль от использования предмета лицензии (ОИС) в производстве, то:

где - доход или прибыль, которая генерируется предметом лицензии за период t, грн.

Если за базу принимается стоимость основного сырья, которое перерабатывается, то:

где - стоимость основного сырья, которое перерабатывается, за период t, грн.

Другой метод определения договорной цены лицензии основывается на значениях нижнего и верхнего пределов цены: < < .

В значение входят все затраты в процессе разработки объекта лицензии, включая минимальную (нормативную) прибыль лицензиара с учетом инфляции.

Значение определяет цену, в соответствии с которой в установленный срок за счет получения экономического эффекта окупаются все затраты потребителя на новую продукцию без дополнительной прибыли. То есть по этой цене потребителю одинаково выгодно использовать новую или старую продукцию.

Очевидно, что лицензиар при определении стоимости лицензии стремится поднять цену к , а лицензиат, наоборот, уменьшить ее к .

Итак, для определения необходимо подсчитать экономический эффект потребителя. Микроэкономический эффект определяется как прирост прибыли вследствие внедрения новшества. Базовые показатели - это реальные плановые или фактические результаты, которые были достигнуты на этом предприятии. Микроэкономический эффект потребителя на единицу внедрения за период его использования Т:

где - экономия затрат производства (без амортизационных отчислений на реновацию) за период Т;

- прирост прибыли за счет повышения качества продукции вследствие внедрения новшества;

- экономия на смежных процессах;

- коэффициент, учитывающий уплаченные налоги;

- коэффициент транстпортно-зоготовительних расходов к цене оборудования;

- цена нового и базового оборудования, технологии, и т.п. на момент выполнения расчетов;

- производительность нового и базового оборудования, технологии; их отношение определяет кратность замены по объему производства;

- сроки службы нового и базового оборудования, технологии; их отношение определяет кратность замены за период выпуска продукции;

- дополнительные единовременные затраты потребителя, связанные с внедрением новшества;

- коэффициент обратной (ликвидационной) стоимости нового оборудования после завершения его эксплуатации.

Верхняя граница цены определяется из равной выгоды использования потребителем новой и базовой продукции, при этом эффект за период действия договора принимается равным 0 (Э=0). Тогда:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.