Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово в творчестве актера – М. О. Кнебель

для начала я хотел бы обратиться к первоисточнику – исторической трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Я хочу разбить на сквозное действие произведение русского классика, осмыслить его сверхзадачу, а потом обратиться к телевизионному спектаклю Анатолия Эфроса, проанализировать его сквозное действие и выяснить – одинаковая ли сверхзадача у двух выдающихся отечественных творцов или имеются различия.

 

Итак, мое видение сквозного действия исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов»:

 

Сверхзадача: любая власть - есть насилие, а значит зло.

Сверхзадача раскрывается следующим образом:

Путь Бориса Годунова к короне запятнан кровью невин

Далее я определяю сквозное действие в телевизионном спектакле «Борис Годунов. Сцены из трагедии»:

 

венчание на царство Бориса Годунова;

бегство Отрепьева из Чудова монастыря;

поход Отрепьева на Москву;

смерть Бориса Годунова;

убийство Марии и Федора Годуновых.

Вывод однозначен – сквозное действие у трагедии Пушкина и у телеспектакля Эфроса полностью совпадают. Последнее событие приводит нас к сверхзадаче автора. Своеобразным проводником сверхзадачи Анатолия Эфроса я вижу в спектакле человека, читающего текст от автора, я назову его Сталкер. Он появляется по ходу действия, внимательно следит за диалогами героев, в некоторых моментах читает реплики персонажей. В самом начале постановки Сталкер упоминает о знаменитом

В 1912-1913 годах К.С. Станиславский понимает, что при дроблении пьесы и роли на «куски» и «задачи», большое значение приобретает «лейтмотив», то есть, «сквозное действие» пьесы. В первых спектаклях МХТ наиболее близкими к этому определению были вопросы: «куда направлен темперамент?», «чем живёт артист или персонаж?». И К.С. Станиславский создаёт учение о сквозном действии: «Действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли мы называем на нашем языке... «сквозное действие артисто-роли» [...] Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга без всякой» надежды ожить. Но линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче». Станиславский К. С., Работа актёра над собой. Часть 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика, Том 2 / Собрание сочинений в 8-ми томах, М., «Искусство», 1954 г., с. 338.

«Работа актёра над собой», в которой он даёт подробнейшее описание понятий, объясняет их практическую необходимость и значение в режиссуре, актерском мастерстве, писал следующее: «Сверхзадача и сквозное действие – главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания»

Необходимо, чтобы определение сверхзадачи давало смысл и направление работе, чтобы сверхзадача бралась из самой гущи пьесы, из самых глубоких ее тайников. Сверхзадача толкнула автора на создание своего произведения – она же и должна направить творчество исполнителей. Фундаментальным понятием метода является сверхзадача – то есть идея произведения, обращенная в сегодняшнее время, то, во имя чего ставится сегодня спектакль. Постижению сверхзадачи помогает проникновение в сверх-сверхзадачу автора, в его мировоззрение.

Путь воплощения сверхзадачи – сквозное действие – это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача. Для артиста сквозное действие является прямым продолжением линий стремления двигателей психической жизни, берущих свое начало от ума, воли и чувства творящего артиста. Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить.

Выявляя конфликт пьесы, мы сталкиваемся с необходимостью определения сквозного действия и контрдействия. Сквозное действие - путь борьбы, направленный на достижение сверхзадачи, на приближение к ней. В определении сквозного действия всегда присутствует борьба, а, следовательно, должна быть и вторая сторона – то, с чем необходимо бороться, т. е. контрдействие, та сила, которая сопротивляется решению поставленной проблемы. Таким образом, сквозное действие и контрдействие - составляющие силы сценического конфликта. Линия контрдействия складывается из отдельных моментов, из маленьких линий жизни артисто-роли.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучение личности учащихся. Кандидат психологических наук, доцент Даниленко А.В. | Постановка задачи. Цель работы— изучение методов численного дифференциро­вания, вычисление первой и второй производных заданной функции с использованием интерполяционного




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.