Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности поведения людей в условиях паники






Данному вопросу была посвящена одна из задач классического исследования X. Кэнтрила, посвященного изучению массовой паники в США в 1938 году, вызванной радиоспектаклем «Вторжение с Марса» (по Г. Уэллсу).

Около 1 млн. американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий. В результате исследования были выделены четыре группы людей, в разной степени поддавшихся панике.

Первую группу составили те, которые испытали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событий и, подумав, самостоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан.

Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации, поэтому попытался проверить реальность этих событий с помощью других (обращались к соседям, знакомым, на радио и т. п., и только после этого приходили к отрицательному заключению).

В третью группу вошли тс, кто, испытав сильное чувство страха, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан.

И четвертую группу составили те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить.

Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, особенно важными среди которых являются социально-демографические признаки.

Высокий уровень образованности, информированность о космических явлениях тормозили развитие панических состояний. Обратные характеристики, т. е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паническим настроениям людей.

Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом оказал влияние не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, неуверенности, составляющие психологическую готовность такого класса людей к паническому восприятию событий.

Важными были также пол о-возрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике.

Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играют психологические свойства личности, особенно такие как: некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.

 

Вопросы для повторения

 

1. Что понимается под большими социальными группами? На какие виды они разделяются?

2. Дайте характеристику у ровням развития больших социальных групп.

3. Какие основные элементы составляют психологию больших социальных групп?

4. В каких формах проявляется психология больших социальных групп?

5. Какие признаки характеризуют толпу как социальную группу?

6. Назовите основные вилы толпы.

7. Чем отличаются панические толпы от спасающихся?

8 Что относится к формально-структурным характеристикам толпы?

9. С какой целью необходимо выявлять внутреннюю структуру толпы?

10. Чем наиболее принципиально различается поведение человека в толпе и вне толпы?

11. Что понимается под большой диффузной группой? Приведите примеры.

12. Какие социальные условия являются благоприятным и для возникновения слухов к больших группах?

13. В чем состоят основные функции слухов?

14. Какими способами осуществляется профилактика слухов в больших группах?

15. Что характеризует панику как социально-психологическое явление?

16. Какие социальные условия способствуют возникновению паники в больших социальных группах?

17. На какие группы (типы) разделяются люди по их поведению в условиях паники?

18. Что предрасполагает к возникновению панических состояний людей?

 

Литература

 

1. Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологи» больших групп. // Методологические проблемы социальной психологии /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С, 196-205.

2. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А. Л, Жураилев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996.

2. Зотова О. И., Новиков В. В., Шорохова Е. В. Особенности психологии крестьянства. М.: Наука. 1983.

3. Кэнтрил X. «Чудовища вокруг нас..» // Страх: Антология / Сост. П. С. Гуревич. М.: Алетейа. 1998. С. 52-70.

4. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М.: Изд. дом АЛЬПИНА», 1998.

5. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1996.

6. Парыгин Б. Д. Социальна» психология, Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

7. Преступная толпа. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»; Изд-во «КСП+», 1998

8. Психология масс. Хрестоматия. Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1998.

9. Психология толп. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»; Изд-во «КСП+.>, 1998

10. Революционный невроз. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»; Изд-во *КСП+». 1998.

11. Рошин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня //Психол. журн.Т. 11. 1990. №° 5. С. 3-16.

12. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред, В. Н.Дружинин. М: ИНФРА-М, 1999. С. 547-559.

13. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина. В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ. 1979.

14. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв.рея. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

15. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. /Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.

16. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М., 1996.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.