Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкция.

Методика

Стиль руководства» А.Л.Журавлёва

Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного (авторитарного), коллегиального (демократического) и попустительного (либерального).

Инструкция.

Вам будет предложено 27 характеристик деятельности вашего руководителя и к каждой характеристике по 5 вариантов её проявления. Выберите, пожалуйста, один или несколько из пяти вариантов, которые подходят к его руководству, и отметьте их. Просим быть искренним.

 

1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:

+а) централизует руководство, требует, чтобы о всех детально докладывали именно ему;

б) пассивен в выполнении управленческих функций;

+в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;

г) ожидает указаний сверху или даже требует их

д) централизует руководство только в трудных ситуациях.

2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:

а) переходит на более жесткие методы руководства;

+б) не меняет способы руководства;

в) не обходится без помощи вышестоящих руководителей;

+г) начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;

д) плохо справляется со своими обязанностями.

3. Контакты руководителя с подчиненными:

а) недостаточно общительный, с людьми разговаривает мало;

+б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;

в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии;

г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;

+д) общается в основном с активом коллектива.

4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:

+а) исполнители работают хуже;

б) коллектив не снижает продуктивности;

+в) исполнители постоянно работают не в полную силу;

г) продуктивность работы повышается;

д) коллектив работает с переменным успехом.

5. Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:

а). сам обращается за советом к подчиненным;

б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;

в) подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю;

г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;

+д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.

6. Контроль деятельности подчиненных:

+а) контролирует от случая к случаю;

+б) всегда очень строга контролирует работу отдельных исполнителей и коллектива в це­лом;

в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;

г) контролируя, всегда выискивает недостатки в работе;

д) нередко вмешивается в работу исполнителей.

7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:

а) его интересует только выполнение плана, а не отношения людей друг к другу;

+б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;

в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;

д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8. Характер приказов руководителя:

а) приказывает так, что хочется выполнять;

б) приказывать руководитель не умеет;

в) просьба руководителя не отличается от приказа;

+г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

+д) его приказы вызывают у руководимых недовольство.

9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

а) обычно не обижается, прислушивается к ней;

б) выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;

в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это;

+г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;

д) не реагирует.

10. Поведение руководителя при недостатке знаний:

а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

+б) если что-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;

в) не стремится пополнить свои знания;

г) когда чего-то не знает, скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостаток знаний;

д) если не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.

11. Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:

а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;

+б) ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;

в) всю ответственность возлагает только на себя;

г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается свою
ответственность переложить на них;

д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.

12. Отношение руководителя к своим заместителям или помощникам:

+а) старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;

б) он добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);

г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;

д) не желает иметь рядом очень квалифицированного специалиста.

13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:

а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;

+б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;

в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

+г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;

+д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.

14. Преобладающие методы воздействия на подчиненных:

а) для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих подчи­ненных;

б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;

+в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;

г) часто делает руководимым замечания и выговоры;

+д) его замечания всегда справедливы.

15. Характер обращения руководителя с подчиненными:

+а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;

б) по отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым;

в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;

г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;

д) характер обращения с подчиненными у него часто меняется.

16. Участие членов коллектива в управлении:

а) руководитель привлекает членов коллектива к управлению;

+б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;

в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может менять­ся;

г) бывает, что управленческие функции фактически принимают на себя другие члены коллектива, а не руководитель.

17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

+а) стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;

б) не может влиять на дисциплину;

в) умеет поддержать дисциплину и порядок;

г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководителя;

+д) недостаточно пресекает нарушения дисциплины.

18. Характер общения руководителя с исполнителями:

а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;

б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;

в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;

г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам;

д) нередко руководителя трудно понять в общении с ним.

19. Характер принятия решения по руководству коллективом:

+а) руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;

б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от этого;

в) старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и
оперативные вопросы;

г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;

д) берется за решение в основном мелких вопросов.

20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:

а) в коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;

+б) старается, чтобы на работе у подчиненных было хорошее настроение;

в) в коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из кол­лектива и не жалеют об этом;

+г) люди относятся к друг другу чутко, по-дружески;

д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напря­жении.

21. Предоставление самостоятельности подчиненным:

+а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;

б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;

+в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;

г) исполнители предоставлены самим себе;

д) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.

22. Отношение руководителя к советам других:

а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работниками;

б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации;

в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядо­выми исполнителями;

+г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

д) советуется только с вышестоящими руководителями.

23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;

б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);

+в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

г) руководитель не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;

д) инициативу не проявляют ни руководитель, ни подчиненные.

24. Характер требовательности руководителя:

+а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;

+б) он требователен, но заодно и справедлив;

в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;

г) пожалуй, он не очень требовательный человек;

+д) руководитель требователен к себе и к другим.

25. Отношение руководителя к нововведениям:

а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;

+б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;

+в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;

г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);

д) нововведения проходят мимо руководителя.

26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:

+а) в своей работе широко опирается на общественные организации;

б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;

в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;

+г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;

д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.

27. Отношение руководителя к самому себе:

+а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;

б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;

+в) Считает себя незаменимым в коллективе;

+г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;

+д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.

Ключ

  Номер Варианты ответов
а б в г д
  Д-3 П-2 К-3 П-3 К-2
  Д-3 К-2 П-1 К-3 П-3
  П-1 К-2 Д-2 К-1 П-2 К-2
  Д-1 К-2 П-2 П-1 К-2
  К-3 Д-2 П-2 П-2 К-1 К-2
  П-3 Д-3 К-3 Д-3 Д-2
  Д-1 К-1 П-2 П-1 К-1 К-1
  К-3 П-3 Д-2 П-2 Д-3
  К-2 П-2 Д-2 Д-2 П-2 П-2
  Д-2 К-2 П-1 Д-2 К-2 К-1 П-2
  П-2 К-2 Д-2 Д-1 П-2 Д-2 П-1
  К-1 Д-1 П-1 Д-2 Д-3
  Д-2 К-2 П-2 К-1 Д-1 П-2
  П-3 Д-3 К-3 Д-2 К-3
  К-2 Д-2 П-2 Д-2 Д-2 П-2
  К-2 Д-1 П-1 Д-1 П-2 П-3
  Д-2 П-2 К-2 Д-2 П-3
  Д-3 К-3 П-2 К-1 П-2 Д-1 П-1
  Д-3 П-2 К-3 П-3 П-3
  Д-1 К-1 П-1 К-2 Д-2
  К-2 Д-2 Д-2 П-2 Д-2
  К-2 Д-1 К-2 Д-2 К-1 К-2 Д-2
  Д-2 П-2 К-2 П-2 П-3
  Д-3 К-3 Д-2 П-3 К-2
  П-1 К-1 Д-2 К-2 П-2
  К-2 К-3 П-3 Д-3 К-3
  П-1 К-2 Д-1 К-2 Д-3

Д= К= П=

Подсчитайте сумму баллов по каждому из стилей руководства (Д — директивный, К — кол­легиальный, П — попустительский) в соответствии с данной таблицей. Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: раздели­те на 10 и округлите до целого значения.

Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых до 10 баллов. Во-первых, опре­делите доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:

1) Д - 1 - 1: директивный стиль (например, 10 – 2 – 4, 6 – 3 – 4, 9 – 5 – 4 и т. д.);

2) 1 - К - 1: коллегиальный стиль (например, 4 – 9 – 4, 3 – 8 – 4, 5 – 10 – 4);

3) 1 - 1 - П: попустительский стиль (например, 3 – 2 – 10, 4 – 3 – 9 и т. д.).

Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:

4) Д - К - 1: директивно-коллегиальный (например, 7 – 8 – 4, 6 – 7 – 3 и т. д.);

5) 1 - К - П: коллегиально-попустительский (например, 4 – 7 – 9, 4 – 7 – 7, 3 – 6 – 7 и т. д.);

6) Д - 1 - П: директивно-попустительский (например, 8 – 1 – 6, 8 – 3 – 8, 7 – 2 – 9);

7) Д - К - П: смешанный (например, 2 – 3 – 3; 3 – 3 – 3; 5 – 6 – 6; 10 – 8 – 8). При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:

а) одинаково низкая выраженность стилей (2 – 3 – 3, 3 – 3 – 3 и т. д.) характерна для неопытных руководителей;

б) одинаково средняя выраженность стилей (5 – 6 – 6, 6 – 6 – 4 и т. д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;

в) одинаково высокая выраженность стилей (10 – 8 – 8, 9 – 9 – 8 и т. д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | О чем эта книжка




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.