Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 13






Примерный план психологического анализа урока (занятия)

 

1. Психологическая оценка структуры урока (занятия) в связи с его конкретными целями и задачами:

1.1. Тема, цели и задачи урока (занятия).

1.2. Структура урока (занятия) и его психологическая целесообразность.

2. Психологическая оценка содержания урока (занятия):

2.1. Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, абстрактности и обобщенности).

2.2. Познавательные стороны деятельности учащихся (воспитанников), активизирующиеся посредством учебного материала (образная или словесно-логическая память, абстрактное мышление, воображение и др.), вызываемые эмоции.

2.3. Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся (воспитанников), их жизненному опыту и уровню знаний.

2.4. Методы и приемы доступности восприятия учащимися (воспитанниками) данного возраста учебного материала (ясность и простота изложения, использование наглядных средств, связь с жизнью и др.).

2.5. Воспитательное воздействие учебного материала.

2.6. Степень реализации возможностей учебного материала учителем (воспитателем, психологом).

3. Управление познавательной деятельностью:

3.1.Организация внимания:

пути организации внимания на всех этапах урока (занятия);

виды внимания, имевшие место на уроке (занятии), форма их проявления у отдельных школьников (воспитанников);

способы организации переключения внимания учеников (воспитанников) с одной деятельности на другую;

виды деятельности, требующие распределения внимания (какие виды деятельности предложил учитель (воспитатель, психолог) и как учащиеся (воспитанники) с этим справились).

3.2. Организация восприятия и его характер:

объект восприятия учащихся (воспитанников) (речь, текст учебника, наглядные средства и др.);

качество материала восприятия;

использование наглядных средств, их функция на уроке (занятии);

осмысленность восприятия материала.

3.3. Активизация памяти и ее развитие:

обращение учителя (воспитателя) к памяти школьников (воспитанников), с какой целью оно проводилось на различных этапах урока;

виды памяти на уроке (занятии) (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, механическая и др.);

приемы запоминания учебного материала, используемые учителем (воспитателем) на уроке (занятии) (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение);

проявление у отдельных учеников (воспитанников) процессов памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание).

3.4. Активизация мыслительной деятельности учащихся (воспитателей):

методы и приемы формирования научных понятий;

использование наглядных средств

связи, устанавливаемые между понятиями;

использование методов (индуктивного или дедуктивного) усвоения определенных понятий;

степень вызванной потребности у учащихся (воспитанников) в усвоении определенных понятий (раскрытие теоретической значимости, практическое применение, связь с жизнью и др.);

уровни усвоения понятия, ошибки при определении понятий;

активизация самостоятельного творческого мышления школьников (воспитанников) (проблемная направленность построения урока (занятия), проблемные ситуации и пути их создания, уровень проблемности, степень заинтересованности и активности учащихся (воспитанников) в поиске ответа);

мыслительные действия, необходимые ученику (воспитаннику) для решения поставленной проблемы;

подготовленность класса (группы) к проблемному обучению (общий уровень развития, наличие необходимы знаний и умений, количество учащихся (воспитанников), активно проявившихся в поиске ответа на вопрос);

обучение учеников (воспитанников) готовым приемам рационального мышления;

логичность построения урока (занятия);

логика рассуждений учащихся (воспитанников), ошибки в рассуждениях.

3.5. Учет индивидуальных особенностей учеников (воспитанников).

4. Организация обратной связи:

4.1. Обращение к школьникам (воспитанникам) (этапы урока, на которых учитель (воспитатель) обращался к школьникам (воспитанникам), и цель обращения).

4.2. Уровни усвоения знаний.

4.3. Характер обратной связи (контролирующий или обучающий), ее проявления.

4.4. Восприятие обучающимися оценок и комментарий к ним на уроке (занятии).

4.5. Характер деятельности учителя (воспитателя) в зависимости от ответов.

5. Воспитательное воздействие личности учителя (воспитателя) и его деятельности на уроке (занятии):

5.1. Воспитательное воздействие личности учителя (воспитателя), внешность, речь, манеры, характер общения.

5.2. Отношение обучающихся к учителю (воспитателю).

5.3. Эмоциональный климат урока (занятия).

5.4.Требования учителя (воспитателя) и их значение для формирования волевых и моральных качеств личности обучающихся. Отношение учеников (воспитанников) к этим требованиям.

5.5 Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке (занятии).

6. Результаты урока (занятия).

7. Выводы и предложения.

_________________________________________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.