Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Космогонические мифы






Космогонические мифы и космологические представления занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения, поскольку описывают пространственно-временные параметры вселенной, т.е. условия, в которых протекает существование человека и помещается все, что может стать объектом мифотворчества. Космогонические мифы описывают, как возникла вселенная.

Будучи подобием вселенной, человек - один из элементов космологической схемы. Переход от неорганизованного хаоса к упорядоченному космосу составляет основной внутренний смысл мифологии. Космологические представления и Космогонические мифы в значительной степени предопределили структуру и форму других мифов, трактующих вопросы происхождения, причинности и т.п. (этиологические мифы и др.), и многие фольклорные жанры (предание, легенда, сага, меморат и т.п.). В Космогонических мифах все время обыгрывается тема тождества в двух вариантах - положительном: " это есть то", и отрицательном: " это не есть то" (как в упанишадах).

Космогонические мифы часто начинаются с описания того, что предшествовало творению, т.е. небытия, как правило, уподобленного хаосу. Таким образом, описание поэтапного возникновения и развития космоса даётся из точки, являющейся итогом восстанавливаемого процесса развития мироздания, который представляется чем-то, что не может быть превзойдено в дальнейшем, но может продолжаться во времени или даже быть перечёркнутым в случае космической катастрофы (такой, как потоп).

Тексты другого рода, напротив, не акцентируют внимания на эпохе до творения, а непосредственно начинаются с серии утверждений о последовательном сотворении частей мироздания. Элементы, или стихии, - как правило, огонь, вода, земля, воздух, к которым иногда добавляется пятая стихия, условно соответствующая эфиру, - образуют первичный материал для строительства космоса. Смешанные и неразделимые в хаосе, они разъединяются и " очищаются". Порядок сотворения мира соответствует следующей идеальной схеме: хаоснебо и землясолнце, месяц, звёздывремярастенияживотные человекдом, утварь и т.д. [2, C96]

Порядок творения подчёркивается часто введением числовых показателей, которые относятся или к порядковому номеру этапа творения, или к количеству элементов мироздания, возникающих на данном этапе его развития. В идеальной схеме оба эти варианта сводятся к одному, имеющему примерно следующий вид: " один объект на первом шаге порождает два объекта" - " два объекта на втором шаге порождают три объекта" - " три объекта на третьем шаге..." и т.д.. Указанная структура основана на мифопоэтической логике схем порождения, зафиксированных во многих мифах творения. В наиболее полном виде подобная схема представлена в начале кн. Бытия: " И сказал бог: да будет свет... и отделил бог свет от тьмы. И назвал бог свет днем, а тьму ночью...: день один. - И сказал бог: да будет твердь посреди воды... И создал бог твердь; и отделил воду... И назвал бог твердь небом...: день вторый..." и т.д. вплоть до седьмого дня; в исходной ситуации " земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною". Подобным же образом, но без числового упорядочения построена гераклеопольская версия мифа о сотворении мира, где объекты появляются в следующем порядке: небо и земля; воздух; растения, животные, птицы и рыбы; свет; молельня; князья... Иногда порядок творения подчёркивается не только числовыми показателями, но и чередованием вопросов и ответов, отсылающим нас к практике основного (годового) ритуала. Подобные схемы определяют Космогонические мифы и в традициях, не прошедших через стадию литературной обработки. Так, широко распространённый в Евразии и Северной Америке Космогонический миф, в котором творцом мира выступает гагара, строится в соответствии с принципом: ныряет в море одна птица и остаётся там один день. Потом ныряют две птицы и остаются там два дня... Наконец, ныряют в море семь птиц и остаются там семь дней, в результате чего был сотворён мир. В целом Космогонические мифы соответствуют сюжетной схеме, в которой движение осуществляется в следующих направлениях: от прошлого к настоящему, от божественного к человеческому, от космического и природного к культурному и социальному, от стихий к артефактам, т.е. от внешнего и далёкого к внутреннему и близкому. [7, C47]

Для типологии Космогонических мифов существен ещё ряд параметров. Один из них связан с ответом на вопрос " как произошло творение? ". " Нулевое" значение этого параметра - ответ " так и было" (без каких-либо мотивировок и объяснений). Происхождение космоса или его частей часто предстаёт как: превращение тех или иных объектов в другие; пространственное перемещение, добывание или похищение у первоначальных хранителей (гагара, утка, нырок, черепаха и т.п. добывают грязь или ил, из которых возникает мир, со дна первозданного океана, как в мифах народов Сибири, бурят, американских индейцев и др.); изготовление демиургом или богом-творцом (наиболее типичный пример - библейская космогония, где бог с самого начала выступает как единственный творец и мироустроитель, и все стадии творения - " шестидневье" - суть акты его творческой воли). Широко распространён мотив биологического порождения космических объектов, богов и людей творцом. Порождение осуществляется часто каким-либо необыкновенным способом: из частей тела творца [иногда сам творец при этом исчезает, превращается, гибнет - приносит себя в жертву или его убивают другие боги], путём изрыгания [егип. Атум, проглатывающий собственное семя и изрыгающий Шу и Тефнут.] и нередко предстаёт как своеобразное извлечение объектов божеством из себя. Физическому порождению очень близко порождение предметов путём их словесного называния, поскольку последнее есть некая духовная эманация божества, а не творение из ничего.

Процесс творения может совершиться в результате волевого акта самого творца или в ответ на чью-либо просьбу, мольбу; часто в результате ошибки, оплошности (в австралийских мифах два человека забывают поднять с земли копья, из которых вырастают чудесные деревья).

" Материальным составом" творимых объектов чаще всего служат либо части тела, слово и т.п. любого из творцов (бога или человека, иногда - животного), как при порождении, либо элементы, смешанные в хаосе практически универсальный мотив возникновения мира из первозданных вод, часто отождествляющихся с хаосом, как в мифологиях Двуречья, Египта, Индии, Греции, Японии, Океании, Африки, Америки; создание вселенной из пены, ила, грязи: пена и ил, плавающие в первозданном океане. Космогенез предстаёт часто как развитие из яйца мирового или близких ему образов, например из двустворчатой раковины, из скорлупы. Вселенная может создаваться творцом с привлечением различных других сил: с участием божеств четырёх сторон света (четыре брата в мифологии индейцев виннебаго), духов, с помощью гигантского змея, поддерживающего землю (сканд. Ёрмунганд, огромный змей Мидгарда, опоясывающий мир).

Два других типологических параметра Космогонических мифов представляют крайние точки эпохи творения, т.е. её начало и её конец. На уровне мифологических персонажей им соответствуют творец и тварь, среди которых последнее звено в цепи творения - человек; о его происхождении повествуют антропогонические мифы как составная часть Космогонических мифов; с сотворением человека вместе с тем открывается уже другая серия мифов, связанная с человеческими деяниями, с достижениями и завоеваниями культурного героя вплоть до рубежа мифического времени. Творец, обладающий человеческой природой - это первочеловек, культурный герой, основатель данной культурной традиции; часто - мужской и женский творцы (Идзанаки и Идзанами у японцев). Творец иногда имеет облик животного: ворон, койот, корова, ящерица, червь (участие змея в сотворении мира), гагара и т.п. [8, C104]

Таким образом, по трём перечисленным параметрам Космогонический миф отвечает схеме типа " Некто сотворил неким образом нечто (некоего)".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.