Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жалайыр






Жалайыр — древнейшее кочевое племя, ныне входящее в состав монголов и Старшего жуза казахской народности. В литературе может упоминаться как «жалаир», «джалаир», реже — «чжалаир». Уран (родовой (боевой) клич) — «Кабылан». Тамга (родовой символ) — «тарак».

Жалаир, часть народа джалаир, тесно входившие в политические и экономические сношения с другими народнастями Монголии. Возможно имели свой отличный язык от монголов, поскольку являлись тюрками. Жалайыры жили в южной части Забайкальского края. Первоначально Жалайыр — племя, входившее в состав монголов иВеликого государства монголов.

Рашид ад-Дин " Джами ат-таварих", начало XIV века:

Это племя в давние дни было многочисленно; каждое его ответвление имело эмира и предводителя. В эпоху Чингиз-хана, а также и в настоящее время из этого племени было и есть много эмиров в Туране и Иране. Часть их становищ была в местности Онон..

В связи с тем, что Жалайыры участвовали в походах армии Монгольской империи в XIII и последующих веках, в силу чего отдельные группы Жалайыров распространялись на все территории военных действий, территория их расселения постепенно расширилась от самой Монголии, до Центральной Азии; есть также сведения о проникновении их в Персию, Индию, Россию, Англию.

Новые материалы о казахских аулах в Алтайском крае собрала этим летом историко-этнографическая экспедиция, организованная Павлодарским государственным университетом имени С.Торайгырова и Омским филиалом Академии наук РФ, сообщает корреспондент Казинформа. … От аксакалов исследователи услышали историю аула Бигельды. Местность эта в давние времена называлась Жалаиром, а поселившиеся здесь семьи были из рода старшего жуза Жалаир. Песни, легенды и предания этнографы записали на пленку. Им предстоит систематизировать и изучить собранные материалы, которые станут ещё одной главой в истории казахского народа.

Современный историк Дамир Исхаков выдвигает версию, что в составе Сибирского ханства имелся улус Джалаир. По крайней мере, представитель племени жалайыров Кадыр-Али-бек правил Сибирским ханством в 1584—1588 годах в составе триумвирата вместе с тайбугинским князем Сейд Ахмедом и казахским царевичемУраз-Мухаммедом.

Существует версия, что на территории России, Республика Башкортостан, имеющиеся топонимы — Зилаирский район, село Зилаир, речка Зилаир могут быть обязаны словосочетанию, по-башкирски «йылы» — тёплый и «айыр» — приток, но в то же время могут восходить к имени одного из тюркских племён — Жалаир.

Практически узбеки, как этнос, сложились уже при Караханидах, но процесс их консолидации продолжался ещё долгое время. В XII в. массы скотоводов и земледельцев были объединены в государство Хорезмшахов. В это время формируются словарный состав и грамматика узбекского языка. Это и послужило основой для сложения единой материальной и духовной культуры. Однако в составе узбеков продолжали существовать самобытные группы, дожившие до XX в.: сарты и др. Ещё один этнический пласт был связан с тюркоязычными племенами, приход которых связан с завоеваниями Чингизидов. Из них известны жалаир, барлос, каучин, орлат и др. В XIV в эти племена расселились на территории монгольского улуса Чагатая, в состав которого и входил Узбекистан.[6].

В настоящее время, Жалайыр — племя, входящее в состав казахов, традиционно проживающее на территории Семиречья, южнее течения реки Каратал Алматинской области.

Легенда о происхождении Жалайыров гласит, что основатель этого рода, человек с именем Кабылан (см. выше — Уран Жалайыров), будучи обладателем большой физической силы, умел отрывать гриву вместе с загривком коня, на его полному скаку, откуда и пошло сначала прозвище этого человека, а затем и название всего рода — «жал» (с каз.: загривок лошади), «айыр» (с каз.: «айр» — отрывающий); тем не менее такая легенда излагается ныне в самых различных и не всегда совпадающих интерпретациях.

История Жалайыров, в период до XIII века четко не ясна. И по сей день вызывает споры правильность отнесения Жалайыров к тюркам или монголам.

Сиргели

Сиргели (каз. сіргелі) — одно из древнейших племен Старшего жуза. По шежире (родословной) казахского народа, родоначальником племени является Сiргелi, сын Отепа и внук Ойсыла, старшего брата Уйсуна — прародителя многих племен Старшего жуза. Родовой уран (клич) — Бақ тияр (позднее — Тоганас). Первое упоминание о Сиргели было сделано в «Михман наме-и Бухара» Рузбехана (XV в.), который писал, что племя Сиргели летом кочует на берегах Волги в Ногайской Орде, а на зимовки уходит на Сырдарью, в район Туркестана. Сиргели были в числе племен, ушедших вместе с Жанибеком и Кереем — основателями Казахского ханства. После вхождения в состав Казахского ханства, ареалом Сиргели стали среднее течение Чу, нижнее течение Таласа, предгорья Каратау.

Название племени, как и его тамги, идет от названия специального приспособления «сiрге», одеваемого на голову жеребятам, чтобы они не могли сосать матку. В наши дни казахи племени Сиргели проживают преимущественно на территории Южно-Казахстанской и Жамбылской областей Республики Казахстан и в Ташкентской области и городе Ташкенте Республики Узбекистан.

В столице Узбекистана Ташкенте один из районов называется Сергелийским районом. Также, в центре Ташкента, на кладбище Кукча, похоронен Жабай батыр Казыбекулы - один из известных батыров своего времени из племени Сиргели, принимавший участие во многих сражениях против джунгарской агрессии на рубеже XVII-XVIII в.в.

В 13 веке Уйсуни входят в состав империи Чингис хана. По казахским преданиям одним из тех кто поднял Чингиса ханом на белой кошме являлся Майкы би из рода Уйсун, считающийся покровителем мудрости и справедливости у казахов.Во время развала Золотой Орды и обособления тюркских народов друг от друга разваливается и род Уйсун. От него отделяются нынешние роды Старшего жуза, в том числе и Сиргели.
Первое упоминание о роде Сиргели мы встречаем в «Михман наме-и Бухара» Рузбехана (XV в.), который писал, что племя Сиргели летом кочует на берегах Едиля (Волги) в Ногайской Орде, а на зимовки уходит на Сырдарью, в район Туркестана. Сиргели были в числе родов и племен, ушедших вместе с Жаныбеком и Кереем – основателями Казахского ханства.Род Сиргели активно участвовал в войне против джунгар[13]. Ополчение рода возглавлял Тоганас батыр, ставший ураном Сиргели, погибший в 1723 году. После него ополчение возглавил Есиркеп Жаманкараулы участвовавший во всех сражениях и курултае в Ордабасы. Одним из соратников Абылай хана был Елшибек батыр, в одиночку нападавший на врагов. также из рода Сиргели были известны батыры Кара Тлеуке, Жабай Казыбекулы.

Усуни

Усуни (кит. 烏 孫) — кочевое (индоевропейское или тюркоязычное по некоторым утверждениям) племя, обитавшее в древности на севере современного Синьцзяна, а затем в гуннскую эпоху переселившееся на территорию Семиречья. Историю усуней можно проследить начиная с II в. до н. э.Первоначально усуни жили в районе провинции Ганьсу по соседству с юэчжами, а затем из-за раздора с ними во II веке до н. э. (160 году до н. э.) переселились на земли саков-тиграхауда в Семиречье. В начале н. э. обозначились противоречия усуней с хунну. В I в. до н. э. их численность достигала 630 тыс. человек. Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по рекам, Чу и Талас, где усуни граничили с Кангюй. На востоке они имели общую границу сгуннами, а на юге их владения граничили с Ферганой. В 170-х годах до н. э. вождь хунну Модэ разбил усуней и присоединил Восточный Туркестан к своему государству. Гуньмо усуней был вынужден явиться в ставку Модэ и признать его власть над усунями. После этого усуни сыграли важную роль как часть воинской силы Хунну в том числе во время разгрома племени юэчжей. Когда держава Хунну стала ослабевать, Китай старался всеми силами заручиться поддержкой усуней против их правителей. В 108 году до н. э. Китай отправил посольство к усуням, но те были осторожны и на явный союз не решались, хотя и взяли китайскую принцессу в качестве младшей жены гуньмо (старшей женой была дочь правителя Хунну). В 75 году до н. э. усуни разорвали союз с хунну, которые в свою очередь провели карательный рейд против усуней, захватив часть земель и пленных. Однако это только подтолкнуло усуней сплотить союз с китайцами. Несмотря на дипломатические обострения, ситуация между хунну и усунями резко переменилась. Склоняясь к упадку, держава хунну стала переживать постоянные смуты и междоусобицы. В 71-50 годах до н. э. государством усуней правил Унгуйми, который смог консолидировать власть над усунями и одержать серию побед над хунну, таким образом захватив почти весь Восточный Туркестан. Об усунях писал китайский историк Сыма Цянь. Говорили усуни на древнетюркском языке Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий бек). Столица усуней Чугучэн (Кызыл Ангар, город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. (современное село Кызыл-Суу — центр Джети-Огузского района Кыргызской Республики). Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную. Усуни вели войны с кангюями и гуннами за пастбища, имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Усунь. Оседлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах. Скотоводство играло в жизни усуней определённую роль. Усуни разводили преимущественно лошадей и овец. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Самыми богатыми считались усуни, имевшие 4-5 тысяч лошадей. Своих лошадей усуни метили племенной тамгой (тавро). Тамга усуней изображала ворона. Размеры погребального кургана зависели от положения в обществе и степени богатства. Ювелирные изделия, оружие отражали их религиозные представления и взгляды на мир.

Глава 3. «Средний жуз»

Средний жуз (каз. Орта жү з) — группа казахских племенных объединений в Центральном и Северо-ВосточномКазахстане. Средний жуз занимал центральную и восточную часть современной территории Казахстана.

В конце XIX — начале XX в. число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн 350 тыс. человек. Если к этому числу добавить кереев, найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн 500 тыс. человек.

Из Среднего жуза происходят такие известные личности, как Абай Кунанбаев, Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Хаджимукан Мунайтпасов, Кожаберген жырау, Батыр Баян.

Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на севере-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Их лозунг-клич — «Акжол».

Найманы обосновались в основном в восточном регионе Казахстана, на плоскогорьях Алатайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала в районе гор Улытау в Центральном Казахстане, а также по берегам Сырдарьи. ДоОктябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — «Каптагай!»

Кипчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском, Омском уездах. Их лозунг — «Ойбас», являются выходцами из Сибирского ханства, присоединится к казахам после дробления Сибирского ханства.

Коныраты проживали на территории Южного Казахстана, на южных берегах Сардарьи в её среднем течении, так же в предгорьях Каратау. В основном они проживали в Чимкенском и Первоском уездах, в Ташкентском уезде, в других регионах Средней Азии. Боевой клич «Алатау».

Кереи жили в Северном и Восточном Казахстане, на берегах Иртыша и Ишима, в западных отрогах Алтайских гор, в Перовском, Омском, Каркаралинском, Кустанайском, Семипалатинском, Зайсанском уездах. Их лозунг — «Акжол Каракожа».

Уак селились группами, разбросанными от берегов Тургая и Тобола до границ Восточного Казахстана. Они жили в Семипалатинском, Петропавлоском и Павлодарском уездах. Их лозунг и клич — «Жаубасар, Мукамал».

В Среднем жузе кроме упомянутых племён жили торе, толенгуты, кыргызы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.