Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефрейминг






Это специфический способ контакта с тем фрагментом или частью личности, которая порождает одно поведение или бло­кирует другое. Это делается, чтобы выяснить, в чем заключа­ется вторичная выгода некоего поведения, которое требуется изменить, и позаботиться о ней как о неотъемлемой части про­цесса порождения изменения, чтобы изменение стало дейст­вительно возможным.

Последовательность работы с клиентом (в несколько сокра­щенном и схематическом виде)

1. Клиенту предлагается определиться, что он хочет изме­нить в своем поведении (например, избавиться от избыточного веса). Этот элемент своего поведения ему предлагается обозна­чить буквой X. О том, что скрывается за этим символом, он мо­жет даже не говорить консультанту.

2. Установление отношений с частью личности клиента, которая отвечает за поведение X. Предполагается, что эта часть пытается сделать что-либо хорошее для клиента. Эта не­осознаваемая часть его личности, иначе изменения уже давно бы произошли. Клиенту предлагается задать самому себе во­прос: «Будет ли моя часть, ответственная за поведение X,

общаться со мной на уровне сознания?» Дальше клиенту пред­лагается следить за всеми изменениями в телесных ощущени­ях, за всеми кинестетическими изменениями, образами или звуками, которые появляются в ответ на вопрос. Часть, ответ­ственная за поведение X, должна дать о себе знать посредст­вом одного из каналов восприятия. Психолог помогает клиен­ту обнаружить ответ с помощью специфических вопросов. Вот пример подобного диалога.

Психолог: Что вы испытали? Клиент: Замешательство.

Психолог: Какой свой опыт вы назвали замешательст­вом?

Клиент: Прилив крови.

Психолог: Сопутствовало ли этому изменение температу­ры или ощущение давления? Было ли это локализовано в ка­кой-либо части вашего тела?

К л и е н т: В желудке.

Психолог: Можете ли вы осознанно вызвать прилив крови?

Клиент: Нет.

Психолог: Значит, это было общение с подсознатель­ным.

3. По предложению психолога клиент обращается к своему подсознательному: «Я бы хотел понять твое сообщение. Если это «да», то усиль первое ощущение; если «нет», сделай наобо­рот, ослабь ощущение». Согласно М. Эриксону состояние глу­бокого транса - ограниченный фокус внимания, направлен­ный вовнутрь. Клиент ограничивает фокус своего внимания сигналом, который рождается изнутри. Предположим, что его ощущения усилились - отношения установлены. Клиент те­перь знает, когда его подсознательное говорит ему «да», а ко­гда «нет».

4. Психолог говорит клиенту: «Та ваша часть, которая вам отвечает на подсознательном уровне, имеет некоторое намере­ние, связанное с поведением X, и пытается воплотить его в жизнь ради вас». Клиенту предлагается задать этой части вопрос: «Не хочешь ли ты дать мне знать на уровне сознания, что ты стараешься для меня сделать с помощью этого стерео-

типа (поведения X)?» В ответ клиент может получить далее осознаваемую информацию о намерении. Это может быть за­метно по изменениям в его мимике (например, стал широко улыбаться).

5. Создание таких альтернатив поведению X, которые были бы более эффективны в осуществлении намерения бес­сознательной части личности клиента. Это поиск лучших спо­собов реализовать намерение, более согласных с личностью клиента. Клиента спрашивают: «Есть ли у вас часть, которую вы считаете своей творческой частью?» Как правило, клиент получает из подсознательного сигнал, что такая часть у него существует. Клиенту предлагают обратиться к своей творче­ской части, не хочет ли она взять на себя задачу порождать альтернативные поведению X варианты, какими часть, ответ­ственная за поведение X, могла бы осуществлять свои намере­ния. Творческая часть может создать 10, 20, 1000 способов по-, лучения результата. Части, ответственной за поведение X, предлагается из всего этого многообразия выбрать хотя бы 3 способа, которые, по ее убеждению, сработают, по меньшей мере, так же эффективно, как и поведенческий вариант, ис­пользуемый сейчас. Если ни один из вариантов, созданных творческой частью, не оказался приемлемым, разворачивает­ся новый диалог между частями. Часть, ответственная за по­ведение X, просит творческую часть учесть свои пожелания. Так работают до тех пор, пока в распоряжении части, ответст­венной за поведение X, не окажутся 3 способа решения про­блемы, лучшие, чем старый (поведение X).

6. Клиент спрашивает свою часть, ответственную за по­ведение X: «Поскольку у тебя есть 3 способа, более эффек­тивных, чем старый, возьмешь ли ты на себя ответствен­ность за то, чтобы эти варианты действительно появились в моем поведении в соответствующих условиях?» Ожидает­ся ответ «да».

7. Клиент обращается внутрь себя: «Есть ли у меня какая-то другая часть меня, имеющая хоть какое-то возражение против новых поведенческих выборов, которые должны появиться?» Если клиент нигде не почувствовал никакого напряжения, зна­чит, ответом будет «нет». Иногда, однако, напряжение может

означать то, что одна из частей сильно взволнована. В этом слу­чае следует обо всем переспросить остальные бессознательные части своей личности еще раз.

Если через некоторое время после завершения работы пове­дение X все-таки вновь возобновится, возможно, изменились обстоятельства и новые варианты поведения перестали быть эффективными. В таком случае следует вновь провести перего­воры с бессознательными частями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.