Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы






1. Клиент, который в ситуации затруднения стремится пе­рестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане. Это наи­более желательный для психологов-консультантов тип клиен­тов.

2. Клиент, который в ситуации затруднения стремится соз­давать многообразные субъективно-личностные версии, при­званные сохранить хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей. Версии неуспешности чаще всего связываются с внешними обстоятельствами либо с низкой личной заинтере­сованностью в данном виде деятельности. Например, студент, не сдавший как следует экзамены и отчисленный из вуза, мо­жет объяснять это невозможностью для него учиться вследст­вие необходимости зарабатывать деньги или же тем, что про­филь вуза не соответствовал его интересам. Недовольство собой, порождаемое низкой самооценкой, может усложнять субъективно-личностную версию. Этот феномен заключается в том, что субъективно-личностная версия начинает расслаи­ваться на несколько — «для себя» (которых может быть много) и «для других». Например, в случае неудачи на экзамене сту­дентка может объяснять себе эту неудачу тем, что попался пло­хой преподаватель, а преподавателю объяснять свою неудачу физическим недомоганием. При этом противоречивость ситуа­ции, которая часто возникает в случае создания субъективно-личностных версий, может не замечаться. Можно говорить о различных приемах работы с клиентами этого типа. Порой бывает полезно использовать прием интерпретации, сделать знание о субъективно-личностных версиях доступным клиен­ту. Можно обратить внимание клиента на противоречия в его рассказе: «Возможно, преподаватель неудачный, но ведь большинство студентов вашего курса сдали ему экзамен и даже многие получили хорошие оценки. Как им это удалось? Почему это не удалось вам?». В случае эшелонированной пси­хологической защиты, когда состояние клиента приближа­ется к невротическому, нет смысла оспаривать субъективно-личностную версию. Эшелонированная психологическая защи-

та связана, как правило, с тем, что клиент не видит путей конструктивного разрешения ситуаций. Создание субъектив­но-личностных версий - единственный известный такому че­ловеку способ справиться с ситуацией. В этом случае целесо­образно принять версию клиента, солидаризироваться с ним. Как это делать, довольно неплохо показывают нам Р. Бэндлер иДж. Гриндер[1994, особенное. 99-100]. Затемможно, напри­мер, использовать прием самораскрытия: рассказать о своем подобном опыте, о том, что чувствовал тогда, о том, как уда­лось разрешить трудности. Можно привести не свой, а про­сто известный психологу-консультанту опыт. Это должно обогатить клиента навыками конструктивного поведения в ситуации. В более тяжелых случаях требуется психотерапия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.