Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность психолога-консультанта на подэтапе






«Формирование консультативных гипотез»

1. Эмпатическое слушание. Обычно когда говорят об эмпа-тии в психологии, то имеют в виду способность чутко вос­принимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Развитие эм-патии традиционно связывается с развертыванием про­цесса воображения во время общения (Шабалина, 1998, с. 8-10). Способность к эмпатии формируется по мере раз­вития опытности консультанта. Начинающему консуль-

танту достаточно хотя бы желать и внешне демонстриро­вать свое желание чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое про­изнесение слов типа «конечно», «угу», «да-да».

2. Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать от­ветную защитную реакцию.

3. Структурирование беседы. Первый прием: задавая ка­кой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы види-.; ■ ■; ■ мость логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об отце, но поскольку мы имеем дело с се­мейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы вы сказали не­сколько слов и о своей матери». Второй прием: краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же. Кроме того, клиент полу­чает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Например: «Значит, с вашей точки зрения, большую роль в этом конфликте играют ваши бывшие коллеги по работе». Клиент получает стимул еще раз про­верить себя, обдумать, действительно ли это так.

4. Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких кон­сультативных гипотез. Слово «гипотеза» происходит от греч. hypothesis - основание, предположение. Гипотеза -предположительное суждение о закономерной (причин­ной) связи явлений. В экспериментальной психологии принято выделять две составляющие гипотезы - зависи­мую переменную (испытывающую влияние) и независи­мую переменную (оказывающую влияние на зависимую переменную). Зависимая переменная, казалось бы, всегда отчетливо представлена в психологическом консультиро­вании - это те трудности, с которыми столкнулся клиент, те события, которые его волнуют, приведшие его в психо-

логическую консультацию. Однако психологу-консуль­танту необходимо выявить суть этих затруднений, сфор­мулировав их как психологическую проблему. В данном случае мы понимаем словосочетание «психологическая проблема» так, как понимает смысл этой понятийной еди­ницы А.Ф.Ануфриев (1995, с. 112). Формулировка психо­логической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации. Например, в ситуации, когда женщина жалуется консультанту на то, что ее 17-летняя дочь «совсем отбилась от рук», психоло- гическая проблема может быть сформулирована как деви- антное (отклоняющееся от общепринятых норм социали­зации) поведение дочери этой женщины. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей кон­сультативной гипотезы. После этого психологу-консуль- танту необходимо найти независимую переменную - то, что определяет нежелательные для клиента события. Для этого он использует весь свой багаж психологического зна­ния, например, о девиантном поведении. Каждая гипоте­за — это попытка консультанта понять ситуацию клиента, и она предполагает варианты более конструктивных пози­ций в ситуации, вероятные способы переориентации кли­ента в его отношении к своим проблемам. Чем больше ги­потез возникает у консультанта при столкновении с ситуа­цией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать. Вербально выраженная консультантом ги­потеза является интерпретацией. Вот пример консульта­тивной гипотезы: «В основе девиантного поведения юно­ши лежат неурегулированные супружеские отношения его родителей». Такое может быть, когда мать, испытывая досаду на отца, но не имея возможности ему это открыто высказывать, с раннего детства приписывает ребенку не­гативные черты, чтобы конфликтовать с ним вместо отца. Юноша просто демонстрирует своим девиантным поведе­нием то, что от него ждут в семье, таким образом, спасая родителей от откровенного разговора и развода. Те, кто вы­берут специализацию «Психологическое консультирова­ние», еще будут подробно изучать эти вопросы в курсе

«Психология семьи и семейное консультирование». Пока, же просто остановимся на том, что девиантное поведение юноши здесь есть переменная зависимая (испытывающая влияние), а неурегулированные супружеские отношения его родителей - переменная независимая (оказывающая влияние). Данная гипотеза в процессе проверки может ' и не подтвердиться. Тогда можно проверить альтернатив- '■ ''' ную ей гипотезу - «В основе девиантного поведения юно­ши лежит активное функционирование источников десо-; г циализации в той среде, в которой он живет». Под деви­антным здесь понимается поведение, отклоняющееся от социально нормативно заданного, - отказ работать, учить­ся, хулиганские выходки и т. д.

На первом подэтапе второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, по­буждая клиента к активному и довольно спонтанному (само­произвольному, без участия воли психолога и клиента) расска­зу. Одновременно он старается осмысливать ситуацию и фор­мулировать консультативные гипотезы. Когда у него формиру­ется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию - задавать конкрет­ные вопросы, направленные на проверку консультативных ги­потез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиен­та услышать что-либо от консультанта; он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивно­го состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез второго подэтапа второго эта­па консультативной беседы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.