Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лексический комментарий. 1. Birçok kimseler - многие






 

1. Birç ok kimseler - многие

 

Bunu birç ok kimseler gö rdü. - Это многие видели

 

Для сравнения: birç okları - многие из них

birç oğ umuz - многие из нас

 

 

2. Herkes - каждый, всякий (человек), все (люди)

 

Bunu herkes bilir. - Об этом все знают.

Это каждому известно.

Для сравнения: hepsi - все они

hepimiz - все мы

 

 

3. Сочетание “ her taraf”:

 

Her taraf ç iç ek dolu. - Кругом масса цветов.

Her taraftan mektup geliyor. - Отовсюду поступают письма.

Her tarafa haber verdik. - Мы всюду сообщили.

 

4. Отрицательное местоимение hiç в вопросительном предложении означает “когда-нибудь”:

 

Hiç bir kimse gelmedi. - Совсем никто не пришел.

Hiç bir ş ey anlamadı m. - Я абсолютно ничего не понял.

Oralara hiç yağ mur yağ maz. - Дождей там совсем не бывает.

Bu adamı tanı mı yor musun? - Hiç! - Разве ты не знаешь этого человека? - Совершенно не знаю!

Ankara’ya gittiniz mi hiç? - Вы когда-нибудь бывали в Анкаре?

Hiç tenis oynadı mı? - Он когда-нибудь играл в теннис?

 

5. Аффиксы ı, i, u, ü образуют имена существительные от глагольных основ:

 

korkmak - бояться kork u - страх

kokmak - пахнуть kok u - запах, аромат

yazmak - писать yaz ı - 1) надпись; 2) статья

doğ mak - восходить doğ u - восток

(о солнце, луне)

batmak - заходить bat ı - запад

(о светилах)

 

6. 4-вариантный аффикс -(y)iş образует от любых глагольных основ имена существительные, которые часто обозначают способ, манеру совершения действия:

 

alı ş - купля, продажа

yü rü yü ş - 1) походка, манера ходить; 2) марш

buluş - находка, открытие

okuyuş - чтение, манера читать

aç ı lı ş - открытие (например: собрания и т.п.)

 

Yağ murun yağ ı ş ı na dikkat ettin mi? - Ты обратил внимание на то, как (какой) шел дождь?

Gene yağ ı ş baş ladı. - Опять начался дождь.

 

7. Аффикс (ı)mtrak, соответствуя русскому суффиксу “-ватый”, образует имена прилагательные от прилагательных, обозначающих цвет и вкус:

 

sarı mtrak - желтоватый

yeş ilimtrak - зеленоватый

tatlı mtrak - сладковатый

 

8. Глагол oynamak в значении “играть в …” требует дополнения в основном падеже:

 

futbol oynamak - играть в футбол

dá ma oynamak - играть в шашки

 

9. В сочетаниях типа ski yapmak дополнение тоже всегда стоит в основном падеже:

 

patinaj yapmak - кататься на коньках

kayak sporu yapmak - заниматься лыжным спортом

antreman yapmak - тренироваться; проходить тренировку

 

10. Ç ı kmak, управляя Дательным падежом, имеет значение:

 

1) “подняться”

 

Dö rdü ncü kata ç ı kmak. - Подняться на четвертый этаж.

Dağ a ç ı kmak. - Подняться на гору.

 

2) “достичь”

 

Sı cak 40 dereceye ç ı ktı. - Жара достигла 40 градусов.

 

11. Существительное ş ekil (kli) (вид, форма, образ) образует сочетание типа:

 

kar ş eklinde yağ ı ş - осадки в виде снега

top ş eklinde olmak - иметь форму шара

 

12. Местоимение ş u имеет значение “следующий”, “такой”, местоимение ş ö yle - “так”, “такой”, “следующим образом”:

 

Ş u ş ekilde - следующим образом …

Ali ş unu dedi. - Али сказал так …

Ben ş u soruyu (suali) sordum. - Я задал такой (следующий) вопрос.

Ş ö yle yazacaksı n. - Будешь писать (напишешь) вот так …

13. Yü z - поверхность, лицевая сторона; лицо.

 

Suyun yü zü nde - на поверхности воды

Gö k yü zü - небосвод, небо

Feza pilotu yü zü ne dö ndü. - Космонавт вернется на Землю.

 

14. Подчинительный союз ki следует за главным предложением и произносится слитно с ним. Пауза следует за союзом ki, что находит отражение и в орфографии: запятая ставиться после ki.

Союз ki вводит:

 

а) придаточные определительные предложения:

 

Bedri’nin bir oğ lu vardı r ki, ancak ilkin - У Бедри есть сын, который доучился только до

(ilk okulun) ü ç ü ne kadar okuldu. третьего класса начальной школы.

 

б) придаточные причинно-следственные:

 

Gece ö yle sı cak ki uyumak kabil değ il. - Ночь такая жаркая, что спать невозможно.

O kadar korktu ki cevap bile vermedi. - Он так испугался, что даже не ответил.

 

15. Существительное fark (отличие, различие, разница) в сочетании с глаголом etmek образует глагол “заметить, замечать”:

 

Bunu farketmedim. - Ты этого не заметил.

Ali’nin Mahmut’tan bir farkı yok. - Али ничем не отличается от Махмуда.

Sizin ondan bir farkı nı z var mı? - Разве вы чем-нибудь отличаетесь от него?

Bö yle ç alı ş mak, hiç ç alı ş mamaktan farksı zdı r. - Работать таким образом - все равно, что совсем не

работать

Erol aç ı k bir farkla birinci geldi. - Эрол занял первое место (намного) опережая своих

соперников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.