Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






День журавля






День журавля – праздник, организованный в 2002 году Рабочей группой по Журавлям Евразии (РГЖЕ) при поддержке Секретариата Боннской Конвенции, Глобального экологического фонда и Международного фонда охраны журавлей с участием Союза охраны птиц России и Московского зоопарка с успехом распространился по зоопаркам России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Монголии, Китая, Ирана и Афганистана. День журавля проводится с целью привлечения внимания широких слоев населения к проблемам сохранения журавлей и их местообитаний.

Всемирный день журавля отмечается во второе воскресенье сентября. Символом организаций, охраняющих природу, журавль впервые стал в Соединенных Штатах. Там, спасая исчезающего американского журавля, ученые подкладывали его яйца в гнезда журавлей других популяций, которые отправлялись на гнездование в безопасные места. День, когда на гнездование отправился целый выводок спасенных птиц, и стал экологическим праздником.

В русском народном календаре также есть праздник – «Арина – журавлиный лёт», приходящийся на 1 октября. День журавля на Руси издревле был праздником проводов журавлей и лета. В старину улетающих журавлей провожали, и даже пытались задержать, связывая их отлет с наступлением холодов. Это был своего рода магический обряд в надежде продлить лето. Деревенские мальчишки, увидев журавлиный клин, бежали за ним с криками: «Колесом дорога!» Считалось, что так можно воротить их назад.

 

 

2.1 ЖУРАВЛЬ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА

 

Клин журавлей, летящий в облаках, и сейчас обращает внимание современников. Благоговейное и трепетное отношение к журавлям, как символу верной любви, счастья, печали, символу чего-то божественного и духовного, существует в самых разные поверьях.

Благодаря своей природной красоте и впечатляющим брачным танцам журавли оставили заметный след в культуре многих народов в различные исторические эпохи. Мифы и предания, связанные с журавлями, были обнаружены в районе Эгейского моря, Саудовской Аравии, Китае, Японии и у индейцев Северной Америки.

На севере японского острова Хоккайдо женщины из племени Айны, чьи культурные традиции были ближе связаны с Сибирью, нежели с Японией, исполняли специальный «танец журавля», который в 1908 году был заснят известным американским фотографом немецкого происхождения Арнольдом Гентом (англ. Arnold Genthe). В Корее танец журавля исполнялся во внутреннем дворе буддийского храма Тонгдоса со времён династии Силла (646 год н. э.). В Якутии до настоящего времени существует поверье, что даже нечаянное убийство журавля или разорение его гнезда неизбежно приносит несчастье.

В Мекке, ещё в доисламский период, богини Аллат, Узза и Манат, почитавшиеся как дочери всевышнего, назывались «тремя благородными журавлями».

Название цветка герань происходит от греческого слова «Γ ε ρ α ν ο ς», что буквально означает «журавль». Название появилось благодаря плодам герани, напоминающим клюв журавля.

Согласно преданиям, убийство разбойниками древнегреческого странствующего поэта Ивика было раскрыто благодаря журавлям-свидетелям. Вот как позднее описывает это событие Фридрих Шиллер (перевод Василия Жуковского):

«И он боролся уж с кончиной…
Вдруг… шум от стаи журавлиной;
Он слышит (взор уже угас)
Их жалобно-стенящий глас.
«Вы, журавли под небесами,
Я вас в свидетели зову!
Да грянет, привлеченный вами,
Зевесов гром на их главу.»

Древнеримский писатель Плиний Старший описывал, как одинокий сторожевой журавль, держа камень, охраняет спящую стаю. Если журавль уснёт, то упавший камень непременно разбудит его.

Аристотель в своём трактате «История животных» описывает миграцию журавлей и рассказывает об их войне с пигмеями во время зимней стоянки у берегов Нила. Он также называет ложными сведения о том, что журавль всегда носит в желудке пробирный камень, который можно использовать при определении золота.

В египетских иероглифах изображение журавля используется для обозначения буквы «Б». Происхождение английского слова «Pedigree» (родословная) происходит от фразы из старофранцузского языка «pie de grue», что буквально означает «поступь журавля»

В Китае, Японии и Вьетнаме журавли считаются символом долголетия, и их изображения часто соседствуют с другими символами долгой жизни: сосной, бамбуком и черепахой. Наряду с драконом символом своей культуры считают журавля вьетнамцы. В феодальной Японии журавль находился под защитой правящего класса и подкармливался крестьянами. Когда феодальный строй был аннулирован в XIX веке, защита журавлей была потеряна и лишь благодаря большим усилиям журавли были спасены от вымирания.

Япония назвала один из своих спутников «tsuru», что означает журавль. В Японии существует примета — тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, тот гарантирует себе отменное здоровье. В 1955 году со смертью 12-летней японской девочки Садако Сасаки, погибшей от последствий ядерной бомбардировки Хиросимы, бумажные журавлики стали символом мира — дети со всего мира посылали в Японию журавлики, которые Садако не успела доделать.

Китайские приветствия «tian-he» (священный журавль) и «xian-he» (благословенный журавль) считаются пожеланием мудрости. Легендарные даоисткие саги были доставлены с небес на спине журавлей.

В Армении журавль считается национальным символом страны.

На Руси танцующих журавлей изображали на многих предметах — браслетах, колтах и т. п. Бытовало поверье, что счастье и удача выпадут тому, кто первым весной увидит танцы журавлей. Б. А. Рыбаков (1987) даже предполагает, что слово «жар-птица» произошло от журавля по созвучию названий. В культуре славянских народов журавлиный клин также являются приближенными богов. Наши предки веровали, что вот именно журавли несут в потусторонний мир души усопших, и сопровождают души малышей, какие очень скоро должны появиться на свет. В недалеком прошлом журавлиный клич заставлял оторваться от любых дел и забот, чтобы выйти на улицы и поприветствовать посланников богов, символов любви, счастья и здоровья.

 

2.2 ЖУРАВЛЬ В ИСКУССТВЕ

 

Мифы, легенды, сказки

 

Всюду в Японии известна легенда о раненом журавле, который обернулся красивой девушкой, вышедшей замуж за спасшего ее юношу. Девушка оказалась прекрасной ткачихой. В образе журавля она ткала удивительные ткани их своих перьев, закрывшись от всех в комнате. Когда муж подсмотрел за ней, она снова стала птицей и улетела.

Считается, что если журавли превращаются в людей, то часто они принимают облик странствующих монахов и путешествуют в поисках нуждающихся в их помощи.

Алтайская легенда про журавля: Как-то раз птицы, решили устроить собрание. Они стали выбирать председателя собрания и выбор пал на опоздавшего журавля. Журавль долго отказывался и отнекивался, выставляя разные причины, что он не подходит на эту должность. Но птицы говорили совсем другое: - У тебя и вид-то солидный и голос что надо! Ну чем не председатель! Журавль был тронут птичьей похвалой и согласился, подумав, а может, и вправду, он самый подходящий для этого.

Но вот, на собрание пришел Коростель и, увидев Журавля в роли председателя, расхохотался. Коростель обратился к собранию: - Ох, и дураки же вы все! Что же вы Журавля-то выбрали председателем? Ну, какой же из него председатель? Вы посмотрите: - Ноги длинные, нос длинный, шея длинная. Он не говорит, а кричит, как осиротелая вдова. Ну, разве такую птицу выбирают председателем?

Услышав критику собрата, птицы подняли сильный гвалт и объявили перерыв. Птицы, уйдя на перерыв, галдели о случившемся, о правильности своего решения и выбора! Мнения, конечно, разделились после критики. А тем временем, рассердившийся Журавль выискивал критикана. Он налетел на Коростеля и давай его топтать и сломал обидчику спину.

Перерыв закончился, и собрание углубилось в свои проблемы Председатель, как ни в чем не бывало, вел собрание. Вдруг, заходит Коростель, еле-еле держась на ногах и говорит: - Уважаемые птицы! Вы, несмотря на мои замечания, все-таки, оставили главой собрания этого длинноносого Журавля. Вы только посмотрите на своего председателя. Это он, пока шел перерыв, набросился на меня и сломал спину. Теперь я не смогу летать.

Загалдели птицы, зашумели и решили судить Журавля-председателя. Долго они судили-рядили, но в конце концов постановили: - Журавлю, во время перелета через моря, переносить на своей спине Коростеля. Хотелось или не хотелось это Журавлю, но решение суда он не мог нарушить. И до сих пор Журавль так и носит Коростеля во время перелетов.

Русская народная сказка «Журавль и цапля»: Жили-были журавль да цапля, построили себе по концам болота избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться: «Давай пойду посватаюсь к цапле!» Пошел журавль — тяп-тяп! Семь верст болото месил, приходит и говорит:

— Дома ли цапля?

— Дома.

— Выходи за меня замуж.

— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж, у тебя ноги долги, платье коротко, прокормить  жену нечем. Ступай прочь, долговязый!

Журавль, как не солоно похлебал, ушел домой. Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля.»

Приходит к журавлю и говорит:

— Журавль, возьми меня замуж!

— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся!

Цапля заплакала от стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал: «Напрасно не взял за себя цаплю: ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму ее замуж.»

Приходит и говорит:

— Цапля, я вздумал на тебе жениться; поди за меня.

— Нет, долговязый, нейду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля задумалась: «Зачем отказала такому молодцу: одной-то жить —  невесело, лучше за журавля пойду!»

Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сю пору один к другому свататься, да никак не женятся.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»:

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик куманек, сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, положил ее в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

 

 

Поэзия

 

Образ журавля очень широко распространен в литературе. Он был и остается любим множеством русских поэтов и писателей.

Ф.И.Тютчев в стихотворении «Вечер» связывает колокольный звон с шумом от стаи журавлиной:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.