Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционное развитие Республики Беларусь.






Основные этапы развития Конституционного законодательства РБ: • 1919 г. • 1927 г. • 1937г. • 1978 г. • 15.03.94г. - 24.11.96 и 17. 10. 2004г.

1. Конституцию БССР 1919г. Основной задачей, которой является - установление диктатуры пролетариата в целях уничтожения буржуазии, построение социализма.

2. Вторая Конституция БССР была принята 11 апреля 1927 года. Вторая белорусская Конституция провозгласила БССР социалистическим гос-вом. Провозглашались избирательные и основные гражданские права трудящихся.

3. К. 1937 года провозгласила завершение строительство основ социализма, закрепила права и обязанности граждан, появилась право избирательная система, система и компетенции высших органов гос. власти, суда и прокуратуры республики. Конституция подтвердила добровольное объединение БССР с дружественной республикой в СССР, а так же суверенный характер прав БССР.

4. К. 1978 года закрепляла концепцию построения развитого социализма и общенародного социального гос-ва. Частная собственность не допускалась.

Новым конституционным документом явилась Декларация о гос. суверенитете респ. 1991 г., которая закрепила полновластие народа. К. 1978 г. с учетом дополнений и изменений действовала до 1994 г.. Причем декларацией была ликвидирована роль коммунистической партии и закреплен плюрализм полит. сил.

5. Принятию К. РБ 1994 г. предшествовало обновление общественного строя, начало перехода экономики на рыночную систему, допущение разнообразных форм собств-ти, развитие плюрализма, непосредственная реализация власти народом, расширение безопасности и сотрудничества с мировым сообществом.

Конституция Республики Беларусь принята квалифи­цированным большинством депутатов Верховного Совета 15 марта 1994 г. и вступила в силу 30 марта 1994 г. (со дня опубликования).

Основные изменения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь на референдуме 24 ноября 1996 года:

1. Учрежден новый двухпалатный законодательный орган – Национальное собрание (вместо Верховного Совета).

2. Учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).

3. Конституционный Суд включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).

4. Закреплен более широкий круг прав и свобод человека и гражданина.

5. Установлен более четкий и справедливый принцип разделения властей.

6. Русскому языку, наряду с белорусским, придан статус государственного.

7. Изменились место и роль Президента Республики Беларусь в государственном механизме как Главы государства, расширена его компетенция.

8. Изменилось название и статус Правительства (Совет Министров – вместо Кабинета Министров, действовавшего при Президенте).

Изменение, внесенное в Конституцию Республики Беларусь на референдуме 17 октября 2004 г.

Данный референдум был проведен по инициативе Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, обратившегося к гражданам страны с вопросом о возможности разрешения ему участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и об изменении ст. 81 Конституции Республики Беларусь в части, касающейся отмены ограничений на количество сроков пребывания в должности Президента одного и того же лица. Белорусский народ активно поддержал предложение Президента и большинством в 79, 42% от числа граждан, внесенных в списки для голосования, положительно ответил на вынесенный на референдум вопрос.

В силу ст. 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об ее изменении и дополнении рассматривается палатами Парламента Национального собрания по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь может быть принят – Национальным собранием, но только после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее 3 месяцев (за исключением разделов I, II, IV и VIII Конституции, которые могут быть изменены только путем референдума).

Законы о внесении в Конституцию изменений и дополнений считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум, если за это проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

В заключение следует отметить, что Конституция Республики Беларусь не случайно устанавливает усложненный порядок внесения в нее изменений и дополнений (является «жесткой»), поскольку это требует серьезного обоснования. Поэтому, прежде чем вторгаться в Конституцию, следует все тщательно и многократно взвесить и обдумать.

Порядок принятия Конституции не оговорен, но следует полагать, что он таков как и порядок принятия изменений и дополнений в Конституцию:

1) Парламентом в чтениях и 2/3 голосов

2)) республиканским референдумом







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.