Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманистическая отповедь на религиозную проповедь






писателя В.Крупина «Но наша любовь все переборет»

(«Вятский край», 24 сентября 2008 г).

Оценим сразу в целом: в новом произведении- опусе вятского земляка Крупина нового оригинального ничего нет – все сверхстранные православные перепевы, в том числе из прошлых его работ. Например, его божественная позиция была четко озвучена в 1997 году в стенограмме «Мы не люди, мы вятские» = сверхправославные. В «смутные времена» всплеск религиозного мировоззрения понятен: «свято место – пусто не бывает». Современная Россия оказалась без компаса идеологии и национальной идеи. И РПЦ вместе с Крупиными и Ко тут как тут. Обидно за российскую и вятскую интеллигенцию, что она ударилась в средневековые проповеди - сказки для бедного народа. Ответим с позиций гуманизма и науки ХХI века.

Гуманистично, но странно по адресу название статьи - любовь не к человеку, а к сказочному, выдуманному человеком богу. В статье Крупина это конкретизируется в его иерархии ценностей: «Какова высшая ценность? Человек? Не человек - высшая ценность, а Господь Бог». Но ведь «Господа Бога» придумал, изобрел еще первобытный человек несколько тысяч лет назад. Значит, все же Человек выше бога, если научно поставить ценности «с головы на ноги». Не «Бог» сотворил человека «по своему образцу и подобию» (то есть, таковое копия, а не творчество), а человек гениально сотворил, всемогущего Бога с себя, любимого, без соответственных недостатков, грехов и для духовной помощи себе. И далее у Крупина опять самомнение, сверхпреувеличение – «православная Россия – душа всего мира» и «Если, что случится с Россией, остальной мир погибнет автоматически». Как будто, если, наоборот, погибнет мир, то «святая Русь» спасется. Снова, религиозная сказка. Как в новом, переделанном советском, путинском гимне России: «Хранимая Богом (не народом?) земля.

Запутался многоматерный Крупин в своих придуманных матерях. Сначала у него их 4: «Матерь Божия, мать - сыра земля, родная мать и мать крестная», а в конце статьи еще появляется пятая крупинская мать с анафемой: «… кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Научный анализ чуда рождения Марией Христа показывает, что это религиозная сказка и ничего более. Правда, у богохульника Александра Пушкина в поэме «Гавриилиада» гораздо интереснее сама «Усталая Мария Подумала (т.е. призналась): «Вот шалости какие! Один, два, три! - как это им не лень? Могу сказать, перенесла тревогу: Досталась я в один и тот же день Лукавому, архангелу и богу».

С религиозной колокольни Крупин пересмотрел и всю кровавую историю многострадального российского народа. Оказывается, «Господь был всегда милостив к России и если наказывал, то во вразумление и в назидание за отступление от воли Божией»(?). Даже русский религиозный философ Н. Бердяев выводил русский коммунизм из народной почвы. А большевистская, коммунистическая власть «родила» и воспитала вот такого интеллигента Крупина.

На уровне Санкт- Петербургской школьницы Машеньки, подавшей в суд на Дарвинскую теорию эволюции человека и благословленной за это главным начальником РПЦ Алексием II (кстати, удивительно путинский суд иск не принял), с каким божественным высокомерием решает Крупин проблему человеческого первородства: «Уже теперь- то, в наше- то время, ясно же всем, что не от шерстяных тварей- обезьян мы ведем родословие, а от Царя Небесного» (!?).

Но все же автор ставит вопрос: почему Бог не помогает сейчас бедному русскому народу? Оказывается, мы сами виноваты в этом, потому что не молимся. Как все просто, вот «где собака зарыта»: будем молиться всемогущему (выдуманному) богу и все будет хорошо. «Не политика, не экономика, не социальные преобразования спасут нас, а очищение от грехов», - вот обычный, традиционный религиозно-консервативный вывод писателя Крупина. Над которым надо поудивляться и посмеяться. И не согласиться. Наш хитрый конформистский народ по этому поводу ответил: «На бога надейся, да сам не плошай».

Наша гуманистическая патриотическая позиция: российский народ - главный субъект развития России. И он, народ, часть, плоть от плоти всего человечества. Мы, прежде всего люди, с российскими особенностями и с вятской особинкой. Некоторые явно преувеличенно религиозной. Ведущей Крупиных не в будущее от смутного настоящего, а в далекое прошлое. Не вперед, а назад. И анализируемая «православная крупинка»- пример реакционной и регрессивной религиозации, клерикализации переходных российского светского государства и российского гражданского общества.

Крупину и другим современным проповедникам еще почти 200 лет назад гуманистически ответил Белинский: «России нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства (и, я бы добавил, самодостаточности без Бога), права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое по возможности их выполнение».

Демократично - консервативный «Вятский край», конечно, нашу краткую гуманистическую отповедь не опубликует. И не опубликовал.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.