Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные концепции и подходы к принятию государственно-управленческих решений.






Методология разработки управленческого решения является системой общетеоретических требований и принципов, которые реализуются в комплексе конкретных методов и приемов разработки управленческих решений. Методология разработки управленческого решения представляет собой теоретическое обоснование последовательности операций разработки, принятия и реализации решения, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы. Применительно к теории принятия решений методология — это совокупность научных знаний, которые дают возможность выявить проблему, избрать способ ее исследования и, определив природу и особенности ее влияния на выбор альтернативы, предложить оптимальное управленческое решение.

Трудности в разработке методологии государственно-управленческих решений вызваны тем, что государственное управление — это сфера человеческой деятельности, где точные (формализуемые) приемы и методы опосредуются слабоформализуемыми мотивами, такими как: политизированность, столкновение разнообразных интересов, субъективность, в т.ч. психология лидеров, управленцев и масс, возможная недисциплинированность исполнения, некомпетентность и т.д.

Своими особенностями разработка методологии государственно-управленческих решений обладает и с точки зрения традиционной дифференциации гуманитарных и естественных наук. В частности, с одной стороны, государство является участником экономических, политических, правовых и многих иных типов действий и описание процесса принятия государственных решений предполагает использование методов, относящихся к различным отраслям научно-теоретической и прикладной областей социального знания. С другой стороны − в процессе управления используется ряд точных, формализуемых методов, которые традиционно относятся к прерогативе естественных наук. Среди них важнейшая роль принадлежит математике и ее методам.

Основными в теории принятия решений являются два теоретико-методологических подхода.

Сторонники нормативного подхода исходят из того, что человек обладает значительными возможностями по отношению к внешней среде, способен объективно отражать складывающуюся ситуацию, рационально выделять в ней проблемы, точно их диагностировать и рассчитывать принимаемые решения. Для этого человек использует формализованные методы, различные вспомогательные компьютерные и вычислительные технологии. В рамках такого подхода принятие решений выступает как совокупность рационально обусловленных технологий и процедур, составляющих цепочку действий и предопределяющих принятие эффективных решений.

Совершенно иную смысловую конструкцию предлагает поведенческий подход, в рамках которого утверждается, что процесс принятия решений невозможно объяснить и описать сугубо рациональными и количественными методами. Поскольку в эпицентре этого подхода находится сам человек с его реальными интересами, персональным опытом, состоянием сознания. Соответственно его характеристики включают интуитивные прозрения, заблуждения, стереотипы и иные факторы, отражающие особенности его поведения. Сторонники этого подхода считают, что возможности человека оказываются принципиально ограниченными по сравнению с реально существующими проблема и ему, ЛПР, приходится рассчитывать скорее на удачное стечение обстоятельств, нежели на позитивные последствия заранее просчитанных шагов.

Можно сказать, что это достаточно крайние точки зрения и истина находится где-то посередине. Есть, конечно, те явления, на которые ЛПР не может воздействовать своим решением в полной мере, однако, нельзя полностью отрицать возможности человека в постановке целей и действий по их достижению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.