Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные органы особой компетенции Республики Беларусь. Институт прокурорского надзора в системе государственного управления Республики Беларусь.






В системе государственных институтов следует выделить государственные органы особой компетенции, которые выполняют определенные функции государства, но не входят ни в одну из ветвей власти. К таким органам относятся: Комитет государственного контроля, Прокуратура, Центральная избирательная комиссия по проведению выборов и референдумов и др. В рамках своей компетенции они используют специфические формы и методы деятельности. Создание таких органов обусловлено объективной необходимостью, диктуемой реальными потребностями государства.

К органам особой компетенции относится также прокуратура (от лат. procuro – забочусь, управляю). Это специальный государственный орган, выполняющий функцию общего надзора за точным и единообразным исполнением законов в стране.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» и иными нормативными и правовыми актами. Надзор осуществляется от имени высшего органа государственной власти и распространяется на территорию всего государства. Он осуществляется даже в отношении тех органов и организаций, которые сами призваны осуществлять контроль. Прокурорский надзор обладает только ему присущим качеством всеобщности.

Прокуратура республики и ее органы на местах составляют единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени государстванадзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, общественными объединениями, политическими партиями и движениями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и гражданами, причем органы прокуратуры выступают как самостоятельные и независимые. В нее входят :

· Генеральная прокуратура Республики Беларусь;

· прокуратуры областей, г. Минска;

· прокуратуры районов, районов в городах;

· межрайонные прокуратуры;

· специализированные прокуратуры (транспортная, военная, природоохранная, по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях).

Генеральная прокуратура Республики Беларусь является центральным органом системы органов прокуратуры. Она контролирует работу органов прокуратуры, координирует их деятельность, анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности, организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников, а также выполняет иные функции.

Возглавляет Генеральную прокуратуру Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом с согласия Совета Республики и освобождается от должности Президентом с уведомлением Совета Республики и подотчетен Президенту.

Прокуратура, вправе отменить взыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, находящихся под стражей, арестованных и др., отменить незаконные постановления начальника исправительного учреждения о вводе режима особого положения, составить протокол об административном правонарушении, вынести постановление о возбуждении уголовного дела и т.д. В то же время, она не отменяет решений других органов, не применяет наказаний к нарушителям закона (за исключением случаев, оговоренных в законе), а требует, чтобы компетентные органы, общественные организации и должностные лица своей властью в пределах данных им полномочий устранили нарушение закона и приняли меры воздействия к нарушителям.

Деятельность органов прокуратуры направлена на достижение одной цели – всемерного укрепления законности и правопорядка в обществе и государстве. Для ее реализации осуществляется:

· общий надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность;

· надзор за исполнением законов при рассмотрении дел судами;

· надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

· борьба с нарушениями законов, охраняющих права, свободы и интересы личности, что в правовом государстве становится приоритетным;

· борьба с преступностью и др. правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, обеспечение неотвратимости ответственности за преступные деяния и другие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.