Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институт президентуры. Полномочия Президента в системе государственного управления (на примере стран с различными формами правления).






Президент это единоличный глава государства, должностное лицо, который получает свои полномочия в результате избрания его гражданами или парламентом путем прямых или косвенных выборов на определенный срок. Сроки пребывания в должности различны. Обычно они составляют 4 - 7 лет.

Институт президентства насчитывает более 200 лет. Его родиной считаются США, где в 1787 году Конституцией страны был установлен принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти. Оправдавший себя институт президентства в США способствовал его распространению и в других странах. Сегодня он используется в 143 странах.

В мировом масштабе возникновение института президентства связано с объективной необходимостью создания сильной, дееспособной исполнительной власти, с поиском нового подхода к организации государственного управления.

Порядок избрания президента зависит в основном от формы правления. В президентских и смешанных республиках, где президент обладает широкими властными полномочиями, выборы, как правило, прямые, по мажоритарной системе ( абсолютного большинства). Всенародно избирают президента во Франции, в большинстве стран Латинской Америки, Польше, России, Беларуси, Украине, Литве, Египте, Мексике и других странах. При прямом избрании президент несет ответственность перед избравшим его народом, а не перед парламентом и не каким-либо другим органом власти, что возвышает его над ними.

В некоторых президентских республиках применяются и косвенные выборы (США, Аргентина).

Президент, избранный косвенным образом, также независим от парламента и практически неподконтролен ему, как и при прямых выборах.

В президентских республиках в руках президента сосредоточена значительная повседневная власть. Он является главой государства и главой исполнительной власти, ключевой фигурой в системе государственного управления.

В парламентских республиках президент избирается парламентом либо самостоятельно (Турция, Израиль, Греция, Венгрия, Чехия и др.), либо с представителями местной законодательной власти (Италия, ФРГ, Индия) – так называемыми избирательными коллегиями. Его роль сводится, в основном, к представительским, церемониальным функциям.

Сегодня институт президентства является одним из основных институтов государственной власти в странах с республиканской формой правления. По сравнению с другими институтами государственной власти и должностными лицами президент обладает особым статусом, компетенцией и ответственностью. Он оказывает весьма значительное влияние на систему государственного управления, выступает ключевой фигурой во властных структурах государства, играет важную роль в общественно-политической жизни страны. Полномочия президентазакрепляются конституционно.

Роль Президента Республики Беларусь в системе гос. управления. Статус, полномочия, процедурные вопросы.

Для реализации своих функций През-т наделён соответствующими правами и обязанностями (полномочиями), круг которых определён Конституцией и законами. В соответствии со ст.84 Конституции и ст.17 закона «О Президенте РБ» Президент: назначает своими указами республиканские референдумы по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450.000 граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30.000 граждан от каждой области и г.Минска. Президент подписывает решения, принятые на республиканском референдуме; назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты Парламента в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией; назначает 6 членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов; образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента РБ, другие органы государственного управления; с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра и самостоятельно определяет структуру Правительства РБ; с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Судов; с согласия Совета Республики назначает на должность судей этих судов, а также Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя, членов Правления Нацбанка; назначает самостоятельно 6 судей Конституционного Суда и судей др. судов; причём имеет право освободить от должности всех вышеперечисленных лиц; назначает на должность и освобождает Председателя Комитета государственного контроля; обращается с ежегодными посланиями к Парламенту РБ, причём эти послания заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палат; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время.

Президент: имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РБ; назначает руководителей республиканских органов государственного управления, устанавливает их статус; назначает иных должностных лиц, должности которых определены законом, если это не противоречит Конституции РБ; решает вопросы о приёме гражданства, его прекращении и предоставлении убежища; устанавливает государственные праздники (праздничные дни), награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания; осуществляет помилование осуждённых; участвует в международной жизни; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных гос - в; в случаях необходимости вводит на территории РБ чрезвычайное положение и вносит в трёхдневный срок принятое решение на утверждение Совета Республики; может в соответствии с законодательством отложить проведение забастовки или приостановить её, но не более чем на 3 месяца; подписывает законы; отменяет акты Правительства в случае необходимости; осуществляет контроль за органами местного управления и самоуправления; имеет право приостанавливать акты местных Советов депутатов и отменять акты распорядительных органов местных Советов в случае несоответствия их законодательству; формирует и возглавляет Совет Безопасности РБ; является Главнокомандующим Вооруженными Силами; имеет право назначать и освобождать от должности высшее командование Вооруженных Сил; имеет право отдавать приказ о начале военных действий без объявления войны в ряде случаев, но обязан в течение 3 часов сообщить об этом в Совет Республики; в необходимых случаях вводит на территории РБ военное положение с объявлением полной или частичной мобилизации и внесением принятого решения в трёхдневный срок на утверждение в Совет Республики; имеет право запрашивать любую информацию, если это не нарушает охраняемых Конституцией прав и свобод граждан; может направлять в СМИ тексты для опубликования. Президенту предоставляется эфирное время на TV и радио. Президент обладает правом законодательной инициативы, может обращаться за заключениями в Конституционный Суд, осуществляет и другие полномочия, если это не противоречит Конституции.

 

51. Администрация Президента Республики Беларусь: статус, структура, функции, порядок формирования.

Деятельность Президента в области государственной кадровой политики и идеологии обеспечивает Администрация Президента. Она осуществляет также подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента. Администрация выступает как юридическое лицо, имеющее печать с изображением государственного герба и со своим наименованием.

Глава Администрации осуществляет общее руководство деятельностью Администрации, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на данный институт задач и функций.

Главные задачи и функции Администрации Президента:

· обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии;

· координация деятельности подотчетных Президенту государственных органов в области государственной кадровой политики и идеологии;

· обеспечение взаимодействия Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

· организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента;

· подготовка планов работы Президента и их реализация;

· формирование единой системы учета руководящих работников госорганов, предприятий, учреждений, ведение кадрового реестра Главы государства;

· общее руководство вопросами повышения квалификации, совершенствованием системы аттестации и конкурсным отбором руководящих работников, формированием резерва управленческих кадров;

· систематический анализ общественно-экономической и социально-политической ситуации в республике;

· участие в подготовке предложений по определению концептуальных основ государственной политики и механизма ее реализации;

· обеспечение проведения государственной идеологии и информационной политики;

· координация нормотворческой деятельности в системе государственных органов;

· организация приема граждан, рассмотрение их обращений и разработка мер по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы граждан;

· осуществление контроля над учебными программами, аттестацией учебных заведений, работы Министерства образования по лицензированию и аккредитации этих учреждений.

Администрация выполняет перечисленные, а также и другие функции по поручению Президента.

Структура и общая численность работников Администрации утверждается Президентом по представлению Главы Администрации.

В Администрации функционирует коллегия, в состав которой входят Глава Администрации (председатель), его замы и другие работники. Численный и персональный состав утверждается Президентом.

На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности государственных органов, предприятий, организаций, учреждений по выполнению решений Президента, другие вопросы, входящие в компетенцию Администрации.

Работники Администрации имеют право принимать участие в работе коллегий министерств и других государственных органов при обсуждении вопросов, входящих в круг их должностных обязанностей; получать необходимую информацию в Аппарате Совмина, министерствах и других государственных органах по вопросам, входящим в их компетенцию.

52. Консультативно-совещательные и иные органы при Президенте РБ (Совет Безопасности РБ, Управление делами Президента РБ, Национальный центр законодат-ва и правовых исследований РБ: основные напр-я деят-ти, функции, структура).

Совет Безопасности былсоздан какорган, обеспечивающий условия для реализации конституционных полномочий Президента по формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, по защите прав и свобод человека, охране суверенитета Республики, ее государственной целостности.

Совет Безопасности – это высший коллегиальный координационно-политический орган, который формирует военную политику РБ в области безопасности, стратегии, принципов военного строительства, обеспечения гарантированной защиты суверенитета оборонного потенциала республики, ее экологического состояния, прав и свобод граждан.

Главная задача Совета Безопасности – осуществление подготовки решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней угрозы, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Его решения оформляются указами Президента.

Совет Безопасности готовит проекты решений и указов Президента, рассматривает законопроекты, касающиеся безопасности страны, осуществляет контроль за реализацией органами исп. власти стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности.

Члены Совета Безопасности назначаются Президентом.

Управление делами Президента Республики Беларусь было создано в целях совершенствования финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения деятельности высших органов государственной власти. Управление делами является республиканским органом государственного управления и подчинено непосредственно Президенту. В структуру входит Департамент по гуманитарной деятельности.

Основные задачи Управления делами:

· финансовое, материально-техническое, социально-бытовое, мед. обеспечение деятельности гос. органов, непосредственно подчиненных Президенту и иных гос. органов и организаций, определенных Главой гос-ва;

· организационное обеспечение мероприятий, проводимых с участием Президента Республики Беларусь;

· создание условий для отдыха и оздоровления работников государственных органов;

· формирование жилищного фонда, обеспечению по решению Президента жилыми помещениями работников государственных органов и другие.

Управление делами Президента Республики Беларусь вправе контролировать соблюдение финансового, трудового и иного законодательства в деятельности подчиненных организаций, создавать комиссии, советы, экспертные группы и другие.

Национальный центр законодательства и правовых исследований РБ (далее – Центр) является научно-практическим гос. учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных актов в РБ, методическое руководство нормотворческой деятельностью, проведение научных исследований в области права и подготовку научных работников высшей квалификации.

Основными функциями Центра являются:

§ разработка концепций совершенствования законодательства, ежегодных планов подготовки законопроектов, концепций проектов законов, внесение их в установленном порядке на утверждение (одобрение, согласование) Президента РБ, осуществление контроля за реализацией планов подготовки законопроектов;

§ осущ-е организационно-методолог. обеспечения подготовки проектов законодат. актов, а также разработка, обобщение и внедрение передовых технологий подготовки проектов правовых актов;

§ непосредственная разработка проектов законодательных актов, за исключением проектов, подготовка которых возложена на другие государственные органы (организации), а также международно-правовых актов, подготовка которых возложена на Центр;

§ принятие мер по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией, законами Республики Беларусь, актами Президента РБ, международными договорами РБ;

§ проведение обязательной юридической экспертизы проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания РБ, изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроекты в Палате представителей Национального собрания РБ;

§ разработка приоритетных направлений научно-правовых исследований, а также самостоятельное проведение в порядке, установленном законодательством, научных исследований и разработок в области права, включая фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные работы, направленные на увеличение объема знаний в области права и повышение эффективности использования этих знаний, в том числе с целью обеспечения нормотворческой деятельности;

§ содействие развитию юридической науки, внесение соответствующим организациям предложений по тематике исследований в области права;

§ разработка рекомендаций по использованию результатов научных исследований и содействие их практическому внедрению;

§ взаимодействие с государственными органами, научными организациями, другими юридическими, а также физическими лицами Республики Беларусь и иностранных государств, с международными организациями и межгосударственными образованиями по вопросам, входящим в компетенцию Центра и др.

Руководителем Центра является директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РБ по представлению Главы Администрации Президента Республики Беларусь.

В структуру Центра в качестве его структурного подразделения входит Институт правовых исследований без прав юридического лица.

Институт правовых исследований возглавляет заместитель директора Центра – руководитель Института.

Положение об Институте правовых исследований утверждается директором Центра по согласованию с Главой Администрации Президента Республики Беларусь.

Для обеспечения отдельных функций Центра в сфере научной деятельности в нем создается ученый совет.

Директор Центра, его заместитель – руководитель Института правовых исследований и ученый секретарь входят в состав ученого совета по должности. В состав ученого совета могут входить специалисты, ученые в области права, не работающие в Центре.

53. Институт законодательной власти: сущность, порядок формирования, полномочия, руководящие органы (на примере стран с разными формами правления).

Законодательная власть является ветвью государственной власти, деятельность которой связана с принятием законов и других правовых актов. Онаобеспечивает формирование правового фундамента, который нормативно регулирует общественные отношения и процессы.

В современных демократических государствах в законотворческом процессе участвуют глава государства, парламент, правительство и другие субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, но основным субъектом законодательной власти является парламент, который наделяется определенными полномочиями, предопределяемыми формой государственного устройства и правления.

В мировом масштабе родиной современного парламента считается Англия (ХIII в.). В России первым учреждением парламентского типа явилась Государственная дума (1905 г.).

Парламент это высший выборный государственный законодательный орган власти, осуществляющий представительство населения. Его легитимность обеспечивается общенародным избранием.

Парламент выступает одним из главных центров выработки государственной политики, которая находит свое отражение в принимаемых им законах.

К общим функциям парламента относятся:

· принятие законов государства – законодательная функция;

· выражение общественных интересов – представительная функция;

· контрольная функция, означающая контроль над исполнением законов органами государственной власти.

Объем компетенций парламента определяется совокупностью его полномочий и функций. В странах с парламентарными формами правления одной из важнейших функций парламента является формирование правительства и контроль за его деятельностью.

Парламент может иметь различную структуру – иметь одну, две или даже три палаты. Именно от структуры парламента зависит порядок его формирования. В большинстве стран парламент имеет две палаты – верхнюю, члены которой либо избираются и назначаются, и нижнюю, члены которой только избираются.

По характеру ведения парламентского процесса можно выделить парламенты, работающие в режиме политических дискуссий между правящим большинством и оппозицией; и парламенты, имеющие высокопрофессиональный аппарат, представленный через систему постоянно действующих специализированных комитетов и комиссий. Примером парламента первого типа является парламент Великобритании, второго – Конгресс США.

Профессиональную деятельность палат парламента обеспечивает аппарат парламента, который выполняет научно-аналитическую, организационную и техническую работу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.