Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие эффективности и результативности государственного управления. Виды эффективности.






Между результативностью и эффективностью нельзя ставить знак равенства. Если о результативности гос. упр-я можно судить по достижению поставленных целей, как главного результата управленческих действий, то эффективность требует ответа на вопрос: «Ценой каких затрат получен данный результат?». Однако при оценке гос. управления их часто рассматривают как равнозначные понятия.

При оценке результативности гос. управления главным критерием является достижение поставленных целей.

Понятие «эффективность» происходит от латинского слова «effictions», что означает действительный, созидательный. По мере развития науки его содержание все более обогащалось и применительно к современному этапу развития эффективность рассматривается как результативность, представленная, чаще всего, как соотношение полученного результата и затрат, связанных с его получением.

Необходимо заранее просчитывать эффективность управления, исходя из возможности достижения наилучших результатов по возможности в кратчайшие сроки при наименьших затратах всех видов ресурсов. Важно подчеркнуть, что речь идет не только об используемых ресурсах (материальных, трудовых, финансовых, информационных и др.), но и о сроках реализации управленческой задачи. Запаздывание сроков ее реализации ведет, подчас, вообще к нецелесообразности ее решения.

Применительно к системе гос. упр-я эффективность (в широком смысле) следует рассматривать как комплексную характеристику потенциальных и реальных результатов функционирования системы с учетом степени соответствия полученных результатов целям и задачам ее развития. При этом соответствие полученных результатов целям и задачам развития страны должно просматриваться не только в краткосрочной, но и в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Кроме того, эффективность гос. упр-я должна отражать как прямые результаты управления, так и побочные, объективно возникающие результаты. И если прямые результаты отражают полноту, целесообразность и последствия воплощенных в жизнедеятельность общества поставленных целей и задач гос. управления, то побочные результаты позволяют увидеть их обоснованность и обусловленность, степень их влияния на другие общ. явления. При этом очень важно отделить получаемые результаты и последствия, как следствие государственного управления, от тех, которые могут возникать в результате действия объективных и, возможно, стихийных механизмов.

Эффективность гос. упр-я не может отражать результаты только в каком-либо одном направлении или аспекте (политическом, экономическом, социальном и др.). Она должна раскрывать все его многоэлементное содержание, все многообразие протекающих процессов и явлений. Она должна отражать результаты взаимообусловленных процессов развития человека и общества, их взаимодействие с природой. Это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к оценке эффективности государственного управления.

Исходя из многообразия стоящих перед гос-вом задач, связанных с управлением внутри страны, а также в зависимости от объекта и уровня упр-я, выделяются различные виды эффективности гос. упр-я:

· экономическую, отражающую эффективность проводимой государством эк. политики, эффективность протекающих процессов и явлений (эк. роста, использование ресурсов, приватизации, инвестиций, государственного сектора экономики и т.д.);

· социальную, позволяющую определить эффективность соц. политики гос-ва, решения соц. проблем жизнедеятельности общ-ва, его различных групп и классов. Главный критерий соц. эффективности гос. упр-я – повышение качества и уровня жизни человека.

· экологическую, связанную с использованием окружающей среды, реализацией природоохранных мер;

· внешнеэкономическую, отражающую взаимовыгодное экономическое сотрудничество с государствами на международной арене, в международном разделении труда, в области кредитно-денежных отношений, при обмене новейшими технологиями и т.д.

Выделяется также эффективность отраслевого, регионального и местного управления и самоуправления.

Можно выделить и другие виды эф-ти, но все они, по сути, связаны с функциями гос-ва, т.е. с основными направлениями его деятельности, выражающими сущность и назначение государственного управления. Степень реализации этих функций и определяет эффективность государственного управления объектами и процессами.

В последнее время эффективность гос. упр-я часто рассматривается с позиции двух измеримых составляющих: технической эффективности и экономической эффективности.

Техническая эффективность гос. упр-я определяется степенью достижения поставленных целей деятельности с учетом общественных интересов. Она отражает соответствие гос. упр-я требованиям внешней среды с учетом влияния, которое оно оказывает на состояние общества, и связана колич. и кач. показателями, важными характеристиками которых являются их оперативность и регулярность.

Экономическая эффективность гос. упр-я определяется как отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости объемов привлеченных для этого ресурсов. Она отражает внутреннее положение дел в системе гос. упр-я, ее собственную деятельность.

Как эк. категория экономическая эффективность отражает отношения по поводу достижения желаемого результата и произведенными при этом затратами. Именно эффективность в наибольшей степени характеризует уровень эк. развития страны, прямо или косвенно отражая качество, состояние и уровень использования всех видов ресурсов, вовлеченных в процесс производства.

Главное требование к гос. упр-ю экономикой – повышение эффективности производства, которое выступает его важнейшей кач. характеристикой производства и отражает уровень развития производительных сил и степень обеспечения потребностей общ-ва.

Эк. эффект-ть может рассчитываться на различ. уровнях: на уровне нац. эк-ки, отдельных регионов, отраслей, предприятий, организаций, фирм, домохозяйств, а также на уровне отдельных проектов.

При оценке эк. эффективности на уровне нац. эк-ки следует исходить из двух важнейших составляющих: эк. эффективности и социальной приемлемости. Это говорит о том, что выбор эффективной стратегии устойчивого эк. развития должен основываться на реальной ресурсной базе Республики Беларусь и приносить экономическую выгоду всему обществу. В конечном счете, оценка эффективности функционирования белорусской экономики должна быть связана с динамикой благосостояния народа, основанной на последовательном подъеме производительных сил республики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.