Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия коррупции и меры по ее устранению.






Коррупция приводит к очень тяжелым последствиям для страны и для общества. Это проявляется:

· в снижении конкурентоспособности страны на международной арене;

· расширении теневой экономики, что приводит к прямым и косвенным потерям доходов государственного бюджета;

· росте цен за счет издержек, связанных «платными услугами чиновников»;

· разрушении конкуренции, так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ, что подрывает рыночные отношения;

· моральном разложении не только государственных служащих, но и работников аппарата управления крупных корпораций;

· создании организованной преступности как устойчивом общественном явлении, ибо она может существовать лишь в связке с государственными органами;

· усилении социальной дифференциации общества;

· дискредитации права как основного инструмента регулирования жизни общества;

· нравственной деградации общества, проявляющейся в создании терпимого климата по отношению к ней;

· создании так называемой «манипулятивной демократии», при которой внешнее сохранение демократических институтов сопровождается их полной подчиненностью воле узкого круга государственных чиновников и зачастую оплачивающих их.

Этот, далеко не полный перечень отрицательных последствий доказывает, что общество не может и не должно мириться с ее существованием. В настоящее время в Республике Беларусь борьба с коррупцией осуществляется на основе Закона «О борьбе с коррупцией», вступившего в силу 29 января 2007 года. Для определения мер по искоренению кор­рупции необходимо выявить породившие ее причины.

Прежде всего, это свойства эк. характера. К ним относятся разрешительная система, чрезмерная бюрократизация эк. отношений. То есть коррупция появляется там, где чиновники обладают правом принимать решения и распоряжаться имеющимися в их распоряжении ресурсами. Возможность положительного или отрицательного решения во­проса и создает питательную почву для коррупции.

Мировой опыт свидетельствует, что при резком изменении фундаментальных условий жизни уровень коррупции практически всегда возрас­тает. Такая ситуация характерна для гос-в с переходной экономикой, когда старая система государственного контроля уже не действует, новая еще не сложилась, отсутствует отработанный механизм правовой ответственно­сти. Простор для чиновничьего произвола предоставляет множество законов непрямого действия, слабость судебной системы. В такой ситуации складывается благоприятная обстановка для незаконного обогащения без особого риска.

Способствует возникновению коррупции и неэффективная, громоздкая организационная структура гос. аппарата, большое число чи­новников и их низкая заработная плата, явно не соответствующая квалификации и ответственности их работы; неопределенность служебных обязанностей и прав; отсутствие отработанного механизма отбора и карьерного роста чиновников

Питательной почвой для коррупции является неэффективная организация системы гос. упр-я, что приводит к дефициту услуг гос-ва. А там, где дефицит – появляются очереди, которые и создают основу для коррумпированных действий чиновников. Кроме того, непрозрачность механизма принятия решений, особенно финансовых, дает возможность гос-ву скрыть от общества неэффективность своей работы, создает преграды для общественного контроля.

Следует отметить не всегда эффект. работу правоохранительных органов. Это можно объяснить тем, что в них работает недостаточное коли­чество специалистов, понимающих природу коррупции. Кроме того, право­охранит. система не в состоянии справиться с этой задачей только соб­ственными силами: она должна быть приоритетной для всех звеньев аппарата упр-я и самих граждан.

Можно выделить и причины внешнего порядка. Коррупция в опреде­ленной мере является инструментом проникновения на рынок междунар. бизнеса. В некоторых гос-вах выведены из-под налогообложения расходы на подкуп зарубежных чиновников. Их рассматривают как необходимые затраты на приобретение сырья и материалов. Наиболее уязвимыми в этом плане являются страны, находящиеся в стадии трансформации. Ослабление гос-ва при переходе к рынку объективно усиливает на него как давление международной преступности, так и действенность этого давления.

Совершенно очевидно, что для искоренения коррупции, необходимо, прежде всего, устранить причины, ее породившие. Это:

· укрепление и развитие добросовестной конкуренции, борьба не с са­мими монополиями, а лишь со злоупотреблениями с их стороны своим мо­нопольным положением;

· принятие нормативно-правовых документов, стимулирующих дело­вую и инвестиционную активность, включая совершенствование налоговой системы, существенное снижение видов деятельности, основанных на разре­шительном принципе, и переход к регистрационной системе, прежде всего, для малого и среднего бизнеса. Надо отметить, что в нашей республике определенные шаги в этом направлении уже предприняты. Так, до недавнего времени у нас насчитывалось 165 видов деятельности, подлежащих лицензированию, но по Декрету Президента Республики Беларусь № 17 от 14 июля 2003 года, их количество сокращено до 49;

· принятие законов о коррупции, о лоббировании; совершенствование законодательства в части ответственности должностных лиц за сам факт нарушения закона при распоряжении государственной собственностью, бюджетными средствами, незаконное предоставление налоговых, таможенных или иных льгот, если этим нанесен ущерб обществу и государству;

· формирование абсолютно независимой судебной системы, особенно от органов исполнит. власти; создание механизмов исполнения судеб­ных решений, независимого контроля их качества. Важно, чтобы не только прокуратура, но и контрольно-счетные органы, депутаты, сами граждане имели право выступать с исками в защиту интересов общества и государства, в том числе о признании незаконными действий органов власти и их должностных лиц.

· правоохранительные органы обязаны в полном объеме использовать возможности борьбы с коррупцией, предоставляемые им действующим Уголовным законодательством;

· реструктуризация аппарата гос. управления с отсечени­ем ненужных звеньев. Каждый вопрос должен находиться в компетенции одного ведомства, но при этом не должно быть управленческого «вакуума», проблем, решение которых пущено на самотек.

· адекватная заработная плата в сочетании с социальной защищенно­стью государственных служащих при жестком пресечении попыток получения любых дополнительных доходов.

Таким образом, искоренению коррупции будет способствовать оздо­ровление общественной жизни в целом и государственного аппарата, в частности.

34. Конфликты в системе госуправления: понятие, причины, виды. Пути разрешения конфликтов.

Конфликты в сфере гос. упр-я по своей природе предст. собойодну из самых многочисленных разновидностей социально- политических конфликтов, которые возникают из-за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных институтов и госструктур по поводу перераспределения и реализации публичной власти.

Объектом конфликтов в сфере гос. упр-я является распоряжение властью, а предметно-содержательную основу образует пересечение политико-правовых, соц.-эк., организационно- админ. и др. аспектов.

Конфликты в сфере госуправления представляют собой форму взаимодействия государственно-политических институтов; организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной системы, но занимающих в ней различные позиции.

Источники конфликтов в государственном управлении:

· иерархичность структуры управленческих статусов и ролей, закладывающей противоречие между властвующими (управляющими) и подвластными (управляемыми) и порождающей неравенство в распределении власти между самими субъектами управления;

· нечеткая организация самой структуры власти и, соответственно, нечеткое разграничение полномочий различных государственных органов и служащих;

· отсутствие системы ротации кадров или их продуманного продвижения по служебной лестнице; отсутствие органов арбитража или апелляции, процедуры выяснения различий во мнениях и подходах;

· расхождение государственных служащих в определении базовых ценностей и политических идеалов, в оценке текущих событий;

· технологии управленческой коммуникации, прежде всего недостаток или ошибочность информации или намеренное манипулирование ею.

В сфере гос. упр-я можно выделить след. виды конфликтов:

• конфликты между гос-вом и общ-вом (проблема легитимности);

• конфликты между различными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной);

• конфликты между гос-вом и отдельными институтами полит. системы (например, между государством и политической партией);

• конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить;

• конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека);

• внутриорганизационные конфликты.

Основными путями разрешения конфликтов в сфере государственного управления являются:

– вертикальное давление и неразрывно связанные с ним механизмы персональной ответственности гос. чиновников, реорганизации административной структуры и кадровых назначений;

– совершенствование стиля деятельности госинститутов в рыночных условиях, рост организованности частного сектора (образование различного рода союзов и партий, активное влияние на законотворческий процесс, развитие навыков использования судебных инстанций, формирование определенного общественного климата);

– наличие возможностей создания различного рода коалиций между частными и государственными сегментами общества для решения конкретных экономических, правовых и социальных задач;

– доведение до сведения общественности не только информации о тех или иных решениях правительства, отдельных министерств, но также –информации о выгоде такого решения для страны в целом, конкретных групп и граждан;

– более точная и предметная регламентация компетенции органов государства, возможность их разрешения судом;

– разрешение разногласий между органами государственной власти с помощью согласительных процедур, используемых президентом;

– урегулирование конфликтов в рамках универсальных стратегий компромисса и сотрудничества.

Роль конфликтов в сфере государственного управления:

сигнализируют власти и обществу о существующих противоречиях, требующих своего разрешения, о несовпадении позиций граждан, о существующих разногласиях;

заставляют власти пересматривать свои цели, решения, курс в целом;

стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть трудности в управленческом процессе;

способствуют поиску новых средств и сил, обновляющих саму государственно-административную систему, «выбраковывая» старое и отжившее и, тем самым, обеспечивая механизм ее развития и адаптации к новым, изменившимся условиям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.