Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охотятся с соколом, некоторые торгуют, другие шьют обувь, третьи






вываривают соль, некоторые пекут хлеб для рынка» (1, 55).

Что приводило их в школу? Стремление к тому, чтобы научиться «говорить

правильно», «говорить по-латыни», не «оставаться невеждами», «не желаем

уподобиться животным, которые ничего не знают, кроме воды и травы» (1, 56).

Метод обучения — беседа: учитель приглашает учеников к размышлению, опираясь на их жизненный опыт, подводя к принятию ими общечеловеческих ценностей, христианских заповедей в коллективном обсуждении.

Другой метод — катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежавшие запоминанию: не объясняя предмет или явление, а вызывая удивление, «взрыхляя почву» для самостоятельного мышления, например: «Что такое луна? — Глаз ночи, раздаватель росы,

пророк бурь... Что такое осень? — Годичная житница» (1, 54).

Школа включала ученика в церковную жизнь ежедневным участием в церковной службе, «увещевала хранить заповеди Божий и всюду вести себя соответствующим образом», утверждая в воспитанниках отношение к себе как «хорошим ребятам», «хорошим товарищам», «умным ученикам».

Сопоставление образа школы, воссозданного авторами учебников, с жизнесмыслами христианского мировосприятия убеждает в гуманистическом влиянии христианских ценностей на профессиональную деятельность и взгляды этих педагогов-монахов:

- культ образованности,

- отношение к ученику как субъекту,

- акцент на развитие духовности,

- уважение достоинства,

- опора на лучшее в личности — черты гуманистического воспитания.

3. Гуманистические идеи учёных

 

Среди внутренних монастырских школ, в том числе готовивших монахов-учителей, немало было образцовых (2; 272—273, 325).

Местом «счастливой юности» слыла школа при монастыре св. Альбана.

О школе ученого-монаха Рабана при Фулдском монастыре ходила пословица: «весёлые ученики, весёлые учителя, развесёлый ректор».

Стоит принять во внимание и то обстоятельство, что авторитет, который окружал знания и учение, делал учителя предметом:

- уважения,

- благодарности,

- благоговения, что в известной мере смягчало тяжесть учения и строгость дисциплины, гуманизировало духовную атмосферу школы.

Для облегчения учения использовались:

- многочисленные стихи, специально помогавшие запоминанию,

- наглядные пособия.

- схоластические упражнения в определении предметов,

- участие в диспутах,

- умственное творчество в уединённой келье — стимулировали и развивали интеллектуальную самодеятельность, самостоятельность мышления.

В прекрасных школьных праздниках было много веселья, жизнерадостности, столь свойственных юности.

Гуманистические идеи о воспитании и образовании характеризовали трактаты выдающихся богословов Гуго Сен-Викторского (XII в.), Петра Абеляра (XII в.), Винцента из Бове (XIII в.) и др. Так как схоластическая наука и образовательный материал несли в себе христианскую идеологию, то преподавание естественно «перетекало» в нравственное воспитание обучаемых. Этот процесс и рассматривался учеными-богословами.

Пожалуй, наиболее характерной для авторов трактатов была обращённость к личности ученика: для приобретения образованности требуется определённый настрой души, самодисциплина.

Ученик должен сознавать, что учение — не только приобретение знаний, но и способ развития способностей, что знания облагораживают человеческую природу.

В нравственном облике ученика тщеславию и презрению к тем, кто не образован, противопоставлялась «скромность» и стремление к постоянному самообразованию.

Отсюда советы типа «Охотно учись у всех тому, чего не знаешь, ибо






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.