Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции педагогики.






Объект, предмет, структура, функции психологии и педагогики. Детская психология, дошкольная педагогика и педагогика среднего профессио­нального образования в системе наук о человеке. Значение психологиче­ских знаний для педагогической практики.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Психология в древности - наука о душе.

Объект - психика человека, проявляющаяся в его жизнедеятельности в психических процессах, психических состояниях, свойствах и поведении.

Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни. Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Структура психологии: Психология человека, Социальная психология, Детская психология, Педагогическая психология, Юридическая психология, Военная психология, Медицинская психология, Спортивная психология, Психология труда, Сравнительная психология (человек или ребенок и животное) и др.


Задачи психологии: Выяснение природы и сущности псих. деятельности и её связи с мозгом, функцией которого и является эта деятельность, её отношение к объективному миру.

Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании человека.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

В ее структуру входят:

Ø общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

Ø возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, — изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

Ø коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

Ø частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

Ø история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

Ø отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Функции педагогики.

Теоретическая функция:

- изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

- выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

- проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

- разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

- внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

- анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

Детская психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка.

Объектом детской психологии является ребенок или группа детей (от рождения до 7 лет).

Предмет детской психологии – это развитие психики на протяжении детства (до 7 лет). Детская психология изучает процесс формирования сознания и самосознания. Она раскрывает процесс развития личности и дает возможность управлять развитие ребенка. Детская психология собирает факты открывает новые закономерности на основе количественных и качественных анализов, раскрывает закономерности и механизмы формирования личности. Методы: основные (наблюдение и эксперимент), вспомогательные (беседа, анкетирование, социометрия, тесты).

Дошкольная педагогика – это наука о воспитании, обучении и развитие детей от рождения до 7 лет, изучающая закономерности воспитательно-образовательной работы, разрабатывающая содержание, задачи, методы работы с детьми, обеспечивающая преемственность в работе детского сада и школы, единство воспитательных воздействий детского сада и школы.

Предмет – воспитание. Воспитание – это особая функция общества, которая заключается в подготовке молодого поколения к жизни. Правильное понимание задачи дош.пед. требует системного подхода к определению ее предмета. Системный подход: 1) взаимосвязь всех сторон воспитания ребенка, 2) особенности процесса коллективной деятельности педагогов и детей в процессе, которого дети под руководством взрослого усваивают продукт материальной и духовной культуры, 3) использование методов изучение ребенка в комплексе. Дошкольная пед. связана с философией, социологией, этикой, экономикой, физиологией, психологией.

ПСПО - это наука об организации учебно-воспитательного процесса в педучилище, колледже.

Педагогика профессионального образования является наиболее важным аспектом подготовки высококвалифицированных специалистов. Профессиональная педагогика изучает закономерности, принципы работы, технологию воспитания и образования человека, направленного на конкретную профессиональную сферу деятельности. Любая профессиональная деятельность характеризуется через систему специальных понятий:


– производственные силы;
– работник (рабочий);
– профессия (специальность);
– личностный трудовой потенциал;
– профессиональное воспитание, образование, обучение;
– профессиональное обучение.


Производственные силы являются составной частью общественного производства, в которую входят субъекты труда – люди и объекты труда – средства. Учащиеся в процессе обучения готовятся стать производственной силой. Для того чтобы выполнить данную функцию, они должны быть достаточно подготовленными. Профессиональная подготовка отличается от образовательной подготовки тем, что направлена на развитие трудового потенциала человека. В процессе профессиональной подготовки человек приобретает те или иные качества для выполнения работы по данной профессии. Профессиональным становлением работника называется процесс профессионального самовоспитания, саморазвития, самообучения, направленный на развитие личностного потенциала. В ходе выполнения профессиональной деятельности идет повышение профессионального мастерства работника. Профессиональное мастерство – это свойства личности, которые позволяют приобретать и совершенствовать знания, умения и навыки, а также элементы творческой деятельности. Подготовка профессиональных кадров осуществляется в системе профессионального образования согласно уровням профессиональной деятельности: квалифицированные работники, специалисты со средне - специальным образованием, специалисты с высшим профессиональным образованием, кандидаты наук и доктора наук. Помимо основного профессионального образования, существует система дополнительного профессионального образования, которое обеспечивает повышение квалификации, переподготовку или дополнительную подготовку работников.
Таким образом, профессиональная педагогика направлена на раскрытие закономерностей профессионального образования, которое существенно отличается от образовательной подготовки, и направлена на овладение конкретными знаниями, умениями и навыками для применения их в конкретной профессиональной деятельности и совершенствовании данной деятельности.
ЗНАЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
Уникальность профессии педагога состоит в том, что он создает условия развития человека, его образования, а основу педагогического образования составляет психологическое знание как учение о сущности человека и закономерностях его развития Психологически подготовленный педагог должен был уметь построить педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

 



 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.