Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественная, справочная.






ЗАРОЖДЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ И ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (V—IV вв. до н.э.)

План:

Традиционное и новое сознание

Спартанская и афинская системы воспитания,

Концепции человека и его воспитания в античной философии,

Традиционное и новое сознание

О Древней Греции, поистине колыбели европейской культуры и образованности,

повествует обширнейшая литература — философская, методическая, научная,

художественная, справочная.

Предмет пристального внимания историков педагогики — системы воспитания городов-государств (полисов) Спарты и Афин, педагогические воззрения и педагогическая деятельность древнегреческих философов (1).

Начала духовной жизни и культуры полисов складывались веками, в оспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, который:

- ощущал своё бессилие перед богами, судьбой;

- одухотворял природу,

- наделял её, как и богов, своими представлениями о добре и зле;

- обладал полисным сознанием,

- не выделял себя из сообщества, к которому принадлежал; разделял людей на «мы» и «они» — «чужие», вызывавшие настороженное или враждебное отношение.

Однако в основаниях древнегреческой культуры проявлялась не только верность традициям, но и известная свобода от стереотипов сознания и поведения.

Активный и предприимчивый, человек:

- всё более ощущал свои возможности и силы,

- всё более полагался на себя: происходил процесс выделения личного сознания из полисного.

Соответственно изменялись религиозные чувства, представления.

Идеальные герои наделялись полубожественным-полуземным происхождением:

- боги спускались с Олимпа,

- вмешивались в жизнь людей,

- не только судили и карали,

- но и воодушевляли на подвиг,

- даровали силы физические и интеллектуальные.

Постепенно изменялось пантеистическое отношение к природе— она стала

рассматриваться как область применения знаний и действия; формировалось

ценностное, субъективное отношение человека к миру и самому себе

(представления об истине, красоте, добре, свободе, справедливости и др.).

Новые жизнесмыслы, обусловливавшие существование человека в социуме, придавали развитию материальной и духовной культуры динамизм, инновационный характер и, в конечном итоге, обеспечили особое положение Древней Греции в истории человеческой культуры и цивилизации.

2. Спартанская и афинская системы воспитания

Наиболее отчётливо и результативно проявлялись новые установки общественного и индивидуального сознания в Афинах.

Наиболее традиционными в своих мировоззренческих представлениях и ценностях оставались жители Спарты.

К середине 1 тысячелетия до н.э. Афины становятся:

- центром ремёсел и торговли,

- прекраснейшим городом

- с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры,

- театральными представлениями и

- спортивными состязаниями,

- публичными выступлениями философов и поэтов,

- гимнастическими залами и

- целой системой школ.

Спарта же оставалась захолустным городом, в котором одинаково бедно, грязно, примитивно-тускло жили и рабовладельцы и завоеванные ими пируэки и илоты-рабы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.