Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль речи






отражает стиль мышления и некоторые личностные особенности:

§ Экстраверты – используют более короткие, простые фразы, отличаются меньшей когнитивной сложностью.

§ Интроверты – их устная речь по строению скорее напоминает письменную, сложные грамматические конструкции; высокая информационная насыщенность; низкая образность.

Оговорки:

§ результат конкуренции 2х или нескольких высказываний;

§ результат скрытого мотива, желания (см. Фрейд).

Речевые штампы – типичные речевые обороты, часто и неуместно используемые в речи.

§ “Вы понимаете? Не так ли? ” – потребность в самоутверждении.

§ “Честно” “На полном серьезе” – нечестность, неискренность.

§ “Очень просто” – неуверенность в себе.

§ “Принципиально” “Однозначно” – самоутверждение, заносчивость, высокомерие.

§ “Я, как … (декан факультета)” – подчеркивание своего социального статуса, потребность в самоутверждении.

Кинесика:

Контакт глаз (см. А.Пиз, Дерябо). Информативные характеристики:

§ частота;

§ диаметр зрачка;

§ направление взгляда;

§ место контакта;

§ длительность.

Длительность и частота зависят от:

§ отношения к партнеру (чаще смотрим на симпатичных нам людей);

§ темы беседы (избегаем взгляда при трудном разговоре);

§ пола (женщины в среднем дольше смотрят на партнера, чем мужчины);

§ личностных особенностей (общительные, честные, открытые смотрят на собеседника чаще, чем замкнутые люди; мыслящие более абстрактно отвлеченно смотрят на партнера дольше, чем те, кто мыслит конкретно);

§ близости отношений (чаще смотрим на тех, с кем близкие отношения).

Диаметр (зрачка): при симпатии зрачок расширяется, при неприязни – сужается.

Пример: злость – змеиные глаза, бусинки.

Направление взгляда: прямой взгляд – осуждение или интерес; игнорирование – не смотрим (отсутствие интереса, враждебность).

Место контакта:

§ Деловой взгляд: взгляд фиксируется в центре лба партнера.

§ Социальный взгляд: взгляд опускается нижу уровня глаз и фиксируется в центре символического лицевого треугольника, основание которого – линия глаз, вершина – область рта.

§ Интимный взгляд: опускается ниже подбородка и фиксируется на других частях тела.

Таким образом, сложный и “многоликий” язык невербальной коммуникации, в значительной степени, обогащает возможности вербальной коммуникации, ибо не всегда и не все мы можем (или хотим) передать словами.

Коммуникативные барьеры и способы их устранения:

§ Внешние помехи (шум) – нарушение каналов связи (плохая работа почты, телефона и т.д.).

§ Социальные барьеры: причина в социальных различиях:

– политических;

– профессиональных;

– религиозных.

Так как обусловливается разная интерпретация одной и той же информации ==> некачественная передача ==> недопонимание.

§ Психологические барьеры.

Отсутствие единой, общей системы значений (одних и тех же слов, выражений), которая порождает непонимание (жаргон, сленг).

Особенности общающихся (психологические):

§ стеснительность, застенчивость,

§ аутентичность,

§ скрытность,

§ недоверчивость.

Особенности познавательных процессов:

§ невнимательность,

§ плохая память, низкий интеллект,

§ отношение партнеров друг к другу (недоверие к коммуникатору порождает недоверие и к информации, неприязнь).

Отсутствие навыков общения (неумение налаживать контакт, построить беседу).

Снятие барьеров определяется их содержанием. А именно: устранить помехи, высокий авторитет коммуникатора и т.п.

 

Одним из главных барьеров является:

Неумение слушать. Причины:

1) Основа – невнимательность (отвлечение на посторонние мысли).

2) Обдумывание собственных реплик.

3) Предвосхищенная оценка сообщения («Это и так понятно», «Чушь порет»).

4) Стремление истолковать высказывание. Слушать, почему так говорят, т.е. интерпретация сообщения.

 

Необходимо внимательно слушать собеседника:

а) нерефлексивное слушание (активное молчание) – восприятие без анализа и оценки, суждения, когда партнеру можно выговориться;

б) рефлексивное слушание (активное) восприятие информации.

Основные правила рефлексивного слушания – это требования, которым должен удовлетворять слушание:

1. Настройка, установка на восприятие информации.

2. Уточнение, выяснение информации.

3. Перефразирование.

4. Резюмирование.

5. Отражение чувств партнера.

6. Рефлексия.

7. Обратная связь.

Каждое правило реализуется через систему приемов.

Приемы.

1. Поддерживать визуальный контакт (отсутствие его ==> отсутствие заинтересованности).

§ Необходимо сосредоточиться на том, что говорит партнер.

§ Не отвлекаться на постороннее.

§ Не думать, что сказать в ответ, не перебивать, не менять темы.

§ Умение показать, что вы слушаете позой, жестом, взглядом.

2. Задавать уточняющие вопросы, не перебивая, во время пауз, не задавать слишком много вопросов. Это способствует лучшему пониманию.

3. Повторите то, что сказал собеседник своими словами (перефразирование), чтобы проверить, насколько верно вы поняли информацию.

4. Подведение итогов, обобщение услышанного. Проявляется в кратких обобщениях информации (Итак … Ваша основная идея …).

5. Следить за невербальными сигналами (эмоции «Я вижу, что Вы огорчены» – оказать эмоциональную поддержку, жестом и т.п.), стремиться понять не только смысл слов, но и чувства собеседника.

6. Следить за собой (не отвлекаться, не притворяться, что слушаешь).

7. Выразить ответную реакцию (определить отношение к услышанному и высказать одобрение или неодобрение без критики или критиковать умело не отвергать точку зрения собеседника).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.