Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовые риски. Основные инструменты хеджирования финансовых рисков.






Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деят-ти человека. Для фин-го менеджера риск – это вероятность неблагоприятного исхода. Как эк-ая категория риск представляет собой возможность совершения события, кот. может повлечь за собой 3 эк-их рез-та: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой и положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Эффект-ть орг-ции управления риском определяется классиф-ей риска. В зависимости от возможного результата (рискового события) риски подразд. на 2 группы: чистые и спекулятивные. Чистые – возможность получения отриц-го или 0-го рез-та (природные, эколог-ие, политические, транспортные и часть коммерческих рисков). Фин-ые риски яв-ся частью коммерческих рисков. Фин-ые риски связанны с вероятностью потерь фин-ых ресурсов. Они подразделяются на 2 вида: 1) риски связанные с покупат-ой способ-ю денег: инфляционные, дефляционные, валютный риск и риски ликвидности. 2) риски связанные с вложением капитала (инвест-ые риски). Они включают: 1) риск упущенной выгоды; 2) риск снижения доход-ти (% риски, кредитные риски); 3) риск прямых фин-ых потерь (биржевой риск, селективный, риск банкротства).

Снижение степени риска
– это сокращение вероятности и объема потерь. Применяются приемы: 1) диверсификация – процесс распред-ия капитала м/д различными объектами вложения, кот. непосредственно не связаны м/д собой. Диверсификация яв-ся наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени риска. Диверсификация это рассевание инвестиц-го риска, но она не может свести риск до нуля. 2) лимитирование – установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита. Лимит-ие яв-ся важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд предприятиям, при продаже товаров в кредит, предоставление займов, определение сумм вложения капиталов. 3) самострахование – предприн-ль предпочитает подстрах-ся сам чем покупать страховку в страховой компании, тем самым он экономит на затратах капитала по страх-ю. Самострахование – децентрал-ная форма создания натуральных и страховых (резервных) фондов, непосредственно в хоз-щем субъекте, особенно в тех, чья деят-ть подвержена риску. 4) страхование риска –важный и самый распрост-ый прием. Сущ-ть страх-ия выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

Хеджирование - использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с первым инструмента, или на генерируемые им денежные потоки.

В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству. Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива.

Приведем несколько примеров:

Производитель бензина покупает нефть и планирует продать произведенный из нее бензин через 3 месяца. Однако, он опасается, что за это время цены на нефть (а вместе с ними, и цены на бензин) снизятся, что приведет к недополучению им прибыли, а, возможно, и к убыткам. Чтобы снизить риск, он заключает форвардный контракт на поставку бензина со сроком исполнения через 3 месяца.

В предыдущем примере производитель бензина застраховал себя от снижения цен на нефть, однако, вместе с тем, лишился возможности получить дополнительную прибыль от возможного их повышения. Вместо продажи форвардного контракта он мог приобрести опцион типа " пут" на фьючерсный контракт на бензин со сроком исполнения через 3 месяца (или немногим больше). Опцион этого типа дает его обладателю право продать товар по заранее оговоренной цене или отказаться от сделки. Затратив некоторые средства сегодня, производитель бензина фиксировал минимальную цену поставки, сохранив возможность продать бензин дороже, если рыночная конъюнктура сложится для него благоприятно.

25% местных налогов штата Техас поступает от нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний. При падении мировых цен на нефть поступление налогов сокращается. Для того, чтобы стабилизировать будущие денежные потоки, администрация штата разработала программу хеджирования будущей цены продажи нефти (это реальный пример).

Как видно из приведенных примеров, хеджирование может применяться как для снижения риска потерь, связанных с изменением как цен на товары, так и других рыночных факторов (обменных курсов валют, процентных ставок). В дальнейшем, однако, основное внимание мы уделим именно хеджированию товарных позиций.

 

Источники ценового риска

Прежде, чем ответить на ключевой вопрос " хеджировать или не хеджировать", компания должна оценить степень своей подверженности ценовому риску. Эта подверженность имеет место при выполнении следующих условий:

- цены на исходные материалы (услуги) или на выходную продукцию не являются постоянными.

- компания не может по своему усмотрению устанавливать цены на исходные материалы (услуги).

- компания не может свободно устанавливать цены на выходную продукцию, сохраняя при этом объем реализации (в натуральном выражении).

Теперь остановимся на основных источниках риска, связанного с возможным изменениям цен, это:

- нереализованные запасы готовой продукции.

- не произведенная продукция или будущий урожай.

- заключенные форвардные контракты.

Основные инструменты хеджирования

Прежде, чем говорить о конкретных инструментах, необходимо отметить, что когда мы употребляем термин " хеджирование", то имеем в виду, прежде всего, цель сделки, а не применяемые средства. Одни и те же инструменты используются и хеджером и спекулянтом; разница только в их назначении. Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход.

В зависимости от формы организации торговли, все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.

Внебиржевые инструменты хеджирования - это, в первую очередь, форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам).

Биржевые инструменты хеджирования - это товарные фьючерсы и опционы на них. Торговля этими инструментами производится на специализированных торговых площадках (биржах); существенным моментом при этом является то, что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является Расчетная палата биржи, гарантирующая выполнение как продавцом, так и покупателем, своих обязательств. Основным требованием к биржевым товарам является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь, нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также продовольственные товары.

Теперь кратко перечислим основные достоинства и недостатки биржевых и внебиржевых инструментов хеджирования.

Внебиржевые инструменты

Достоинства:

- в максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на тип товара, размер партии и условия поставки

Недостатки:

- низкая ликвидность - расторжение ранее заключенной сделкой сопряжено, как правило, со значительными материальными издержками

- относительно высокие накладные расходы

- существенные ограничения на минимальный размер партии

- сложности поиска контрагента;

- в случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем возникает риск невыполнения сторонами своих обязательств.

Биржевые инструменты

Достоинства:

- высокая ликвидность рынка (позиция может быть открыта и ликвидирована в любой момент)

- высокая надежность - контрагентом по каждой сделке выступает расчетная палата биржи

- сравнительно низкие накладные расходы на совершение сделки

- доступность - с помощью средств телекоммуникации торговля на большинстве бирж может вестись из любой точки планеты

Недостатки:

- весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.