Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и виды групп в организации, особенности группового поведения.






Формальные группы бывают двух типов: административные и опера­тивные. К административным относятся группы, предусмотренные орга­низационной структурой: отделы, участки и т.д. Оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда.

Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интере­сам и группы на основе дружбы.

Примером первого типа могут служить объединения людей на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального мас­терства или коллекционеры.

Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок.

Формальные и неформальные группы имеют много общего.

Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития. Во-вторых, они одинаково организованы - у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамике тех и других свойственны одинаковые характеристики: сплоченность и конф­ликты.

Неформальная власть, таким образом, обращается к человеку как к лич­ности и, следовательно, носит личностный характер; формальная - как к должностному лицу, она устанавливается официально.

Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный - от руководства организации. Далее. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формаль­ной - правилами и должностными инструкциями.

Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной - награж­дения и штрафы.

Правила поведения менеджера в неформальной группе:

1. Признать существование неформальной группы и осознать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации.

2. Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение.

3. Перед тем как предпринимать какие-либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы.

4. Для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы привлекать ее членов к принятию управленческих решений.

5. Своевременно выдавать работникам точную информацию, препят­ствуя тем самым распространению слухов.

Формирование группы и ее основные характеристики.

Адаптация характеризует начальный этап формирования группы, ког­да ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерар­хия, статус, роли, лидерство.

Идентификация связана с формированием чувства принадлежности индивида к группе. Этот процесс протекает на трех уровнях: эмоциональ­ном - как умение сопереживать; ценностно-мировоззренческом - как спо­собность стать на точку зрения другого человека или всей группы и поведен­ческом - как стремление подчиниться складывающимся групповым нормам.

Интеграция знаменует собой этап, когда уже завершена борьба за власть в группе, окончательно установлены групповые нормы, роли каждого, то есть когда объединение индивидов превратилось в единичный коллектив.

Интеграция приводит к превращению коллектива в саморегулирую­щийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-ин­дивидуальной деятельности.

Для данного этапа развития группы характерны следующие признаки:

• четко обозначены цели;

• достигнута совместимость индивидов в группе;

• лидер группы доказал на практике право на лидерство;

• группа успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

• размер группы позволяет знать мнение каждого ее члена и оценивать его;

• люди чувствуют свою принадлежность к группе, поддерживают друг друга, преодолевая совместно трудности и решая групповые задачи;

• конфликты и стрессы, проявлявшиеся на первых порах особенно ча­сто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы.

Показателем эффективности интеграции является степень сплоченно­сти группы. Наиболее высокая сплоченность присуща группе на ступени ее зрелости. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами.

Таким образом, если следовать логике развития группы и тем процес­сам, которые его сопровождают, можно выделить следующие стадии:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.