Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СМИ ФРГ.






(важн факт – объедин-е Германии 3 окт 1990 г.)

Печать

В период существования ФРГ и ГДР средства массовой информации этих стран работали в условиях «холодной войны», вели идеологическую войну друг против друга, постоянно выискивая негатив и критикуя действия противной стороны. ГДР как страна социалистического лагеря подчинялась жестким законам коммунистической пропаганды и агитации, где о свободе слова говорить не приходилось. ФРГ и Западный Берлин развивались в рамках западной демократии, и их СМИ были более свободны от идеологических влияний. После начала перестройки в СССР, прекращения «холодной войны», распада Советского Союза и объединения двух германских государств, принцип свободы печати, объективности и достоверности информации получили для своего проявления плодотворную почву. Сегодня деятельность СМИ Германии регламентирует принцип свободы печати, заложенный в конституцию страны. Лишь злоупотребление свободой печати ведет гражданина к лишению этого права.

В 1954 – 1976 гг. в Федеративной Республике проходил процесс концентрации СМИ, который значительно изменил ситуацию на газетно-журнальном рынке. Количество «публицистических единиц» уменьшилось с 225 до 121, т.е. наполовину. Пострадали прежде всего локальные издания (их стало меньше на 30) и газеты, имевшие тираж менее 40 тыс. экз., потеряли в реализуемом тираже более чем 4%. От процесса концентрации выиграли издания, принадлежавшие крупным издательским группам и имевшие тираж свыше 150 тыс. экз.: они увеличили сегмент на рынке с 8% до 34, 7%.

Концентрация печати значительно повлияла не только на расширение типологической палитры изданий, но и на их периодичность. Во времена оккупации выход газет ограничивался 2 – 3 в неделю. В 1954 году шесть раз в неделю выходило 80% всех газет, в 1984 году – 97, 5%.

После концентрационного бума 70-х гг., связанного также со стабилизацией экономики в стране, к середине 80-х гг. газетно-журнальный рынок ФРГ был поделен между 10 издательскими концернами, занимавшими и занимающими монопольное положение в области СМИ. На рынке ежедневных газет ими стали концерн А.Шпрингера (28, 58%), группа ВАЦ (5, 99%), группа «Зюддойчер ферлаг»/Фридман эрбен (3, 49%), изд-во ДюМон/Шауберг (3, 18%) и группа «Штутгартер цайтунг»/Райнпфальц/Зюдвест прессе (3, 08%). На рынке бульварных газет господствовал А.Шпрингер (81, 87%), изд-во ДюМон/Шауберг (6, 03%), группа «Зюддойчер ферлаг»/Фридман эрбен (4, 07%) и еще 3 концерна.

С концентрацией печати напрямую связаны также процессы диверсификации и двойной монополизации. Суть их состоит в том, что с развитием радио и телевидения концерны печати активно вторгаются в сектор аудиовизуальных СМИ. Уже к концу 80-х мультимедийными стали концерны Бертельсмана, Бурды, Хольцбринка, Шпрингера и ВАЦ.

К середине 60-х гг. на информационном рынке ФРГ сформировались пять крупных издательских групп:

1. изд-во Шпрингера в Гамбурге,

2. группа ВАЦ (Вестдойче альгемайне цайтунгсгруппе) в Эссене,

3. Штутгартская группа Георга фон Хольцбринка,

4. издательский дом ДюМон/ /Шауберг в Кёльне

5. Южногерманское изд-во в Мюнхене.

Острая борьба между издательскими группами за дальнейшее освоение газетного регионального рынка развернулась в 1961 – 1984 гг. К 1980 году эти группы сконцентрировали в своих руках 45, 5% всех тиражей ежедневных немецких газет. Помимо общенациональных медиагрупп в этот же период формировались и региональные. Существенных изменений в реестрном списке крупнейших медиа-концернов страны в настоящее время не отмечается.

Условно прессу ФРГ можно разделить на три категории: общенациональные газеты (распространяющиеся по всей территории ФРГ); надрегиональные газеты (ü berregionale Zeitungen) — распространяющиеся более чем в одном регионе, но не по всей территории страны; местная печать – газеты одного региона, одного района, города и т. д.

В Германии особое место занимает региональная пресса, что отличает ее от Франции и Великобритании. Ее читатели – жители крупных и средних городов. Большое количество подписчиков (93%) и собственный круг рекламодателей создавали для этих газет прочные экономические основы. Почти 1/3 региональных газет не имела конкуренции. Следует подчеркнуть, что многие небольшие местные газеты входят в «издательские цепочки»: поскольку небольшая газета с тиражом в несколько сотен или тысяч экземпляров, конечно, не может позволить себе ни покупать хорошие фотографии, ни посылать корреспондента в командировки, ни подписываться на ленты новостей, она вступает в ассоциированные отношения с неким издательским концерном. Этот концерн предоставляет десяткам местных газет унифицированный контент — статьи о внутренней и внешней политике, спортивные обозрения и т. д., оставляя на усмотрение редакции лишь местные новости.

Ведущие общенациональные ежедневные газеты (данные на 2010 год):

● «Frankfurter Allgemeine Zeitung», FAZ («Франкфуртская общая газета») – самая консервативная и уважаемая газета ФРГ, тяготеет к идеологии блока ХДС/ХСС, издается во Франкфурте-на-Майне. Тираж – 365 тыс. экз.

● «Sü ddeutsche Zeitung», SZ («Южнонемецкая газета») – уважаемая серьезная газета, издаваемая в Мюнхене. Несмотря на свое название, является общенациональной газетой. Тираж – 440 тыс. экз.

Берлинская «Die Welt» («Мир») — газета политического влияния крупнейшего немецкого издательского концерна Шпрингер, специализирующегося на выпуске развлекательной периодики. Тираж (совместно с «Welt kompakt») – 258 тыс. экз.

● «Handelsblatt» («Торговая газета») – ведущая финансовая газета Германии. Издается с 1946 года в Дюссельдорфе. Тираж – 137 тыс. экз.

Гамбургская «Bild» («Картинка») – бульварная газета, флагман издательства Шпрингер, самая тиражная газета Германии. В отличие от всех остальных общенациональных газет, подавляющее большинство тиража «Bild» распространяется в розницу, а не по подписке. Тираж – свыше 4, 5 млн. экз. Имеется и восточное издание «Бильд-цайтунг-ост» (680 тыс. экз.).

● «Financial Times Deutschland» («Financial Times Германия») — финансовая газета. Тираж – 100 тыс. экз. Издательство G+J объявило о прекращении выпуска газеты по экономическим соображениям. В результате без работы могут остаться 300 сотрудников.

● «Die Tageszeitung» («Ежедневная газета») — основана в 1978 году как рупор леворадикального движения. Кроме берлинского издания, есть несколько региональных изданий. Известна своими провокационными, а также антивоенными и антинационалистическими статьями. Тираж – 58 тыс. экз.

Надрегиональные ежедневные газеты:

● «Westdeutsche Allgemeine Zeitung», WAZ («Западногерманская общая газета») – консервативное издание, распространяющееся в землях Северный Рейн-Вестфалия и Рейнланд-Пфальц, головная газета издательской группы WAZ-Gruppe. Тираж – 90 тыс. экз.

● «Neues Deutschland» («Новая Германия»), тираж – 80 тыс. экз.

● Последнее место занимает всё ещё считающаяся надрегиональной восточногерманская «Junge Welt» («Молодежный мир»), тираж – 28 тыс. экз.

Прочие авторитетные газеты ФРГ:

● «Frankfurter Rundschau» («Франкфуртское обозрение») – местная газета региона Гессен, симпатизирующая социал-демократам. Тираж – 137 тыс. экз. Ввиду банкротства газеты ее новым владельцем стала «Франкфуртер альгемайне цайтунг». Принадлежавшая кёльнскому издательству DuMont газета Frankfurter Rundschau в последние годы испытывала серьезные финансовые трудности. В редакции и типографии FR были заняты около 450 сотрудников, после смены владельца 420 из них потеряют работу.

● «Sä chsische Zeitung» («Саксонская газета») – крупнейшая газета Восточной Германии, с редакцией в Дрездене, головное издание газетной группы «Sä chsische Zeitung».

● «

Большой популярностью пользуются надрегиональные еженедельники. Всего их семь. Лидирует гамбургская газета «Ди цайт» (тираж около 0, 5 млн. экз.). Далее места по тиражам распределяются следующим образом: «Байерн-курир» (157 тыс.), «Райнишер Меркур» (108 тыс.), восточногерманская «Вохенпост» (103 тыс.), «Ди вохе» (108 тыс.), «Дойчес альгемайне зонтагсблатт» (80 тыс.).

Уже несколько лет Германия переживает журнальный «бум». Один только германский журнальный рынок, рассчитанный на широкую публику насчитывает 900 наименований с тиражом 115 млн. экземпляров. Наиболее популярными журналами-еженедельниками являются «Der Spiegel» («Зеркало»), тираж около 1 млн. экз. (он появился на свет 4 января 1947 г. и всегда играл заметную роль в политической жизни страны); «Focus» («Фокус») и «Stern» («Звезда») (тиражи около 1, 2 млн.).

Также в Германии издаются местные версии таких международных журналов, как Cosmopolitain, Glamour, Maxim, Newsweek, Businessweek и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.