Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммерциализация ТВ в России после 1991 года.






Возникновение коммерческого телевидения в России относится к началу 90-х годов. К этому времени телевидение представляло из себя следующее. Существовали два общенациональных канала вещания (I и II программы ЦТ), которые работали полный день. В Москве показывала III программа, которая была московской региональной и работала с 18 до 23 ч. Существовали образовательная программа на IV канале, которая распространялась главным образом на европейскую часть страны, и Ленинградское телевидение на пятой «кнопке», которое также распространялось не на всю страну, а на 20 — 30 крупных городов. Все это являлось государственной собственностью и подчинялось министерству — Гостелерадио СССР.

Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. С 16 мая 1991 регулярно стала выходить информационная программа РТР “Вести” (вначале один раз в день, а затем 3).

В систему ТВ и радиовещания РФ вошли: Российская государственная телерадиокомпания “Останкино” - 1 программа “Останкино”; Всероссийская государственная телерадиовещательная компания - 2 программа; Московская программа - 3 канал; Образовательная программа “Российские университеты” - 4 канал; Канал независимого телевидения - НТВ (4 канал); “ТВ-6 - Москва” - 6 канал. Важное место в системе Российского ТВ занимает программа “Петербург” - 5 канал.

Систему ТВ и радиовещания заключали телерадиоорганизации в национальных образованиях на территории РФ, краевые и областные телерадиоорганизации, городское радиовещание, районное радиовещание, низовое радиовещание.

В 90-е в системе телерадиовещания РФ возникли также негосударственные (альтернативные) организации.

Первой негосударственной структурой на Центральном ТВ и самой крупной в начале 90-х был “Телеканал 2х2”, первая программа которого вышла в эфир в конце августа 1990. Он был создан в целях расширения видов коммерческой деятельности ТВ.

В начале 90-х - 89 местных государственных телерадиоорганизаций и 203 городские редакции РВ.

В конце февраля 1991 было создано Управление по телевидению и радиовещанию при Министерстве печати и информации РФ. Главной его целью было избежать монополизации телерадиовещания и помочь становлению индивидуального “почерка” в программах местных студий.

Распад СССР принес идеологическое освобождение, в 90-е формируется рынок. Разделение процесса на производство и выдачу программ в эфир - первый показатель новых рыночных отношений. Появление конкуренции в области идеологической деятельности - безусловный плюс современности. Но с одной стороны, он изменила программную политику не в лучшую сторону, а с другой - позволила пойти навстречу основному контингенту телезрителей.

Новым как на радио, так и на ТВ стала персонификация программ, все большее преобладание получали “журналистские” ТВ и радио над “дикторским”, широкое использование в ТВ и радио форм “информационно-аналитического вещания”. На ТВ: “Итоги”, “Воскресенье”, “Подробности”, “Новости плюс” и др.

 

Антенное (или эфирное) телевидение, исчерпав возможности метрового диапазона, все активнее использует дециметровый. Все большее развитие получает спутниковое телевидение. Большой резонанс получило осуществление проекта «НТВ плюс» – создание первых отечественных каналов спутникового телевещания: I – «Спорт», II – «Музыка», III – «Мир кино», IV – «Наше кино».

Дальнейшее развитие «экономического плюрализма» ведет к многопрограммности. Когда-то считалось, что отечественному ТВ достаточно пяти каналов, а сегодня в Москве, кроме семи эфирных каналов, повсеместно принимают еще один-два кабельных, около десятка в дециметровом диапазоне. Кроме того, можно подписаться на просмотр пакета программ 9 или 16 зарубежных каналов.

Что же касается владельцев спутниковых антенн, в Москве и ее окрестностях можно принимать более ста телеканалов. Спутники Intelsat транслируют 5 телепрограмм Италии, 4 – Норвегии, 3 – Англии. Спутники Astra позволяют принимать 9 программ телевидения Германии, Англии, США. Спутник Turksat транслирует 9 турецких телеканалов.

Таким образом, мировидение становится реальностью, и российская телеаудитория постепенно приобщается к общемировому информационному телеобмену.

Рекламный рынок. Основным толчком для развития телевизионного рынка послужила реклама.

Первая телевизионная реклама появилась на «Телеканале 2x2». Это была довольно примитивная реклама оптовых продавцов — неких структур оптово-розничной торговли, которые в те годы как раз начали появляться. Зачастую она давалась прямым объявлением, набранным на барабане текстом типа «Компьютеры со склада в Москве» и т.п. Среди клиентов были также кафе, рестораны и другие появившиеся кооперативные предприятия сферы обслуживания. Крайне редко были представлены зарубежные клиенты (например, реклама пива Gusser).

Активное развитие рекламного рынка началось, по сути, после августа 1991 года. Тогда появились первые крупные отечественные рекламодатели («Менатеп», «Алиса», «Эка-рамбус» и пр.), а у создателей программ появилась возможность продавать свое рекламное время. Люди, которые создавали телевизионные программы, не умели распорядиться рекламным временем (поскольку продажа рекламного времени — это отдельная работа), и потому они продавали свое рекламное время оптом некоему «покупателю». К примеру, появилась структура под названием «Премьер СВ», которая огромными пакетами выкупала у киноредакций право на размещение рекламы на 1-м канале (именно в программах киноредакций, т.е. в художественных фильмах). Затем это рекламное время продавалось с 200-300-400%-ной прибылью, поскольку в то время цены росли несколько раз в течение года.

В конце концов рынок продажи рекламных возможностей телевидениия «поделили» две мощные структуры — «Премьер СВ» и «Видео Интернешнл» (эта ситуация просуществовала до кризиса 1998 г., после чего «Премьер СВ» прекратил свое существование, и произошло перераспределение сфер влияния). Рекламный бизнес тесно связан с рынком телевизионных программ. В условиях государственного телевидения был бюджет, из которого выделялись деньги на создание тех или иных программ.

Сетевое ТВ. Следующий этап развития коммерческого телевидения в России связан с делением и институциализацией в качестве субъектов рынка телевизионных каналов второго уровня — дециметровых. На первом этапе они были неинтересны и экономически невыгодны, потому что объем денег на рынке был не достаточен, чтобы инвестировать в реконструкцию приемной сети. Но в 1996 — 1997 годах по мере роста объемов рынка миллионные инвестиции в реконструкцию приемной сети в Москве становятся оправданы. В эти годы возникли несколько новых дециметровых каналов в Москве: 31-й, 49-й, 51-й, АМТВ и так далее. Все они работали в Москве давно, на них давно были выданы лицензии, но участниками рынка они не являлись, поскольку имели минимальный охват. Люди, которые их в свое время «взяли», в тот момент не совсем себе представляли, что с ними делать. Столкнувшись с большими организационными и финансовыми сложностями, они их просто «заморозили». Теперь они становятся участниками рынка. Как правило, они все сменили хозяев. Наглядный пример — 49-й канал. Он принадлежал достаточно известному предпринимателю, который, намучившись с ним в течение 4 лет, уступил свои права Рен ТВ. Как профессиональная телевизионная структура Рен ТВ сделала полновесный канал, ставший участником рынка.

Сетевой канал — явление коммерческого телевидения. Сети появились сначала в США, затем в Италии и ряде других стран. Сетевой канал — это канал, имеющий единственную точку вещания (центральную станцию) и продающий или передающий на каких-то коммерческих условиях свою продукцию ряду телевизионных компаний (станций-партнеров), которые обладают независимыми лицензиями на право вещания на определенной территории и в рамках своих лицензий осуществляют ретранслирование программ другого канала. Таким образом строится сеть.

Принцип функционирования сетей следующий: базовая станция в Москве формирует сетку ежедневного вещания и передает ее на спутник. Региональные станции, которые являются партнерами базовой станции, обеспечивают прием телесигнала и его ретрансляцию на своей территории. Но сетка программы построена таким образом, что в ней есть окно (или несколько окон), в которое выходят местные программы. Обычно местные телекомпании имеют до 4 ч ежедневно для собственных программ и рекламы, в том числе в прайм-тайм. По дополнительному соглашению они могут размещать рекламу и в других местах сетки. А все остальное время занимают сетевые программы. Заключение договоров о сотрудничестве с большим количеством региональных станций обеспечивает сетевому каналу охват. Такая схема сотрудничества устраивает и местные телестанции, большинство из которых не в состоянии заполнить эфирное время собственной продукцией.

Сетевые каналы: ТВ-6 Москва, СТС, Рен-ТВ, ТНТ.

Спутниковое и кабельное ТВ. Телевидение включает в себя следующие разновидности:

Ø антенное;

Ø спутниковое;

Ø кабельное (абонентское);

Ø кассетное – видеодиски (лазеровидение);

Ø титровое – видеотекс, телетекст.

 

Формой существования антенного телевещания является телевизионная программа, характеризуемая необратимым временным фактором. Система повторов спутникового и кабельного ТВ ослабляет фактор необратимости. Круглосуточное вещание рождает новые формы организации телепрограммы. Чаще всего тот или иной канал спутникового ТВ специализируется на одном из видов вещания: Си-эн-эн – круглосуточные новости со всех уголков планеты, Эм-ти-ви – телеканал современной музыки, действующий по принципу «нон-стоп».

На кабельном ТВ количество телевизионных каналов ведет к дифференциации вещания по зрительским интересам.

 

Интерактивные мультимедиа – одно из наиболее перспективных направлений в развитии ТВ. Телевидение впервые применило своеобразную систему интерактивного ТВ во время Олимпийских игр в Барселоне.

Испанское телевидение (RTVE), не желая останавливаться на достигнутом приступило в 1993 г. к передаче экспериментальных программ в рамках интерактивной системы. Для успешного приема интерактивных передач RTVE использует особый прибор под названием TELEPICK. В его состав входят декодер, микрокомпьютер, монитор, принтер и модем. «TELEPICK» подключается к телевизору и телефонной линии. Таким образом телезритель получает, например, возможность участвовать в разгадке слов во время телеигры типа «Поле чудес». Так же легко, путем нажатия специальной кнопки, большинство зрителей выбирают один из двух блоков передач. Разработаны проекты использования такой интерактивной системы для оперативного приобретения авиабилетов или билетов в кинотеатр, не выходя из дома. Недалек и тот день, когда можно будет «дозировать» объем сцен насилия и непристойностей на экране своего телеприемника. Компания «Video Freedom» из Сан-Диего считает, что при помощи новых технологий телезритель сможет легко и просто контролировать содержание любой программы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.