Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фрейд: 4 причины тревожности






- боязнь утраты любимого объекта

- боязнь утраты любви со стороны этого объекта

- боязнь утраты себя или части себя

- боязнь утраты любви к себе (печаль, меланхолия)

Перлз: необоснованное забегание вперед, отказ жить в актуальном опыте

Роджерс: это точка личностного роста – признак необходимости изменить себя (несоответствие представления о себе и реального Я).

Личностная: Т-диспозиция Ситуативная: Т-состояние
Базовая черта личности Стимульные причины
Глобально освещает всю психическую жизнь Парциальность – связь с опред св-вами ситуации
Формируется в раннем детстве  
Труднопреодолима  
Ситуационно устойчива  
Выражается как состояние постоянного беспокойства  
Постоянная оценка ситуации как угрожающей - агрессивность  

Хекхаузен: Измерение общей тревожности: опросники MMPI, MAS

Варьирование степени трудности задания – легкие лучше тревожные, трудные – нетревож.

Но при изменении ситуации - применении метода занижения рез-та и сокращения времени – различия еще резче проявляются. Реактивная гипотеза – высокотревожные обладают лишь сильной предрасположенностью к тревожности, они ведут себя как более тревожные лишь в напряженных и угрожающих ситуациях.

Трудная задача не сама по себе усиливает тревожность, а в связи с возможной неудачей – усиление ситуативной тревожности.

Опросник Спилберга «Состояние и свойство тревожности».

Корреляции между значениями Т-диспозиции и Т-состояния, но не является жесткой: при восприятии боли или физической угрозы нет разницы в Т-состоянии между тревожными и нетревожными. Также зависимость от того, насколько данная ситуация воспринимается как содержащая угрозу, что зависит от прошлого опыта.

 

Высокотревожные Низкотревожные
Задачи средней и низкой сложности Трудные задания
Ориентированы на неуспех Ориентация на успех
Плохо работают в условиях цейтнота и соревнования Соревнование мотивирует
Высокие показатели сенсорной, эмоц чувств-ти Низкие показатели
Истощаемость по отн к монотонии и стрессу Устойчивость
Поддерживающая стратегия обучения Критическая стратегия

Тейлор и Спенс: влияние силы влечения на научение новым способам поведения.

Миллер и Маурер: тревожность – приобретенное (и с трудом угашаемое) влечение, источником которого служит антиципирующая эмоциональная окраска, которая вызывается стимулами, указывающими на какую-либо угрозу.

Тейлор: шкала проявления тревожности (состоит из утверждений связанных с хронической реакцией страха). Опросник оказался надежным: невротически и психопатически предрасположенные люди имели отклоняющиеся от нормы высокие результаты.

В экспериментах на научение было показано, что при легких заданиях сила влечения (тревожность) способствует научению. В сложных наоборот.

Сначала показатели опросника рассматривались в качестве устойчивого индикатора тревожность, довольно скоро стали считаться с тем, что определенные характеристики экспериментальной ситуации могут индуцировать более высокие показатели по опроснику. Очевидной стала теоретическая необходимость введения дополнительного мотивационного конструкта – устойчивая диспозициональная тревожность должна ситуационно превращаться в актуальное состояние тревожности. Тревожная ситуация – различия между высоко- и слаботревожными людьми выражается резче (пример с мигательным обуславливанием: чем сильнее поток струи, тем лучше обуславливание, а у тревожных оно всегда лучше). Отсюда трудная задача усиливает тревожность.

Таким образом, тревожность сильно зависит от ситуации, тогда напрашивается вывод о связи данного поведенческого показателя со специфическими ситуациями.

Спилберг. Опросник: “состояние и свойство тревожности”. Т-состояние: состояние тревожности в определенный момент; Т-диспозиция: некоторое типичное чувство тревожности.

Состояние тревожности (Т-состояние) характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как личностная черта (Т-свойство) означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, заставляя реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности.

Замечена корреляция Т-диспозиции и Т-состояния. У имеющего высокий показатель по Т-диспозиции в угрожающих самооценке ситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у индивида с более низкими показателями. Так же чем сильнее представлена у индивида Т-диспозиция, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать Т-состояния.

Исключение: в ситуациях, которые вызывают боль или таят какую-либо иную физическую угрозу, индивиды с высокой Т-диспозицией не имеют никакого более выраженного Т-состояния по сравнению с обладающими менее высокой Т-диспозицией.

Второе исключения: прошлый опыт: насколько данная ситуация воспринимается индивидом как содержащая угрозу.

Модель. Как только ситуация оценивается как угрожающая, она вызывает Т-состояние, интенсивность которого пропорциональна когнитивной оценке угрозы. Оценка зависит как от реальных особенностей ситуации, так и от Т-диспозиции. В процесс оценивания включены также сенсорные и когнитивные обратные связи, а именно информация о наличном Т-состоянии и соображения о реакциях, которые на основании прошлого опыта кажутся пригодными для нейтрализации ситуации. Сила и продолжительность Т-состояния являются следствием когнитивного оценивания, которое существенно зависит от четырех групп детерминантов: 1. Внешние особенности ситуации; 2. Т-диспозиция; 3. Оценка эффективности успешных или предполагаемых успешными контрмер; 4. Влияние обратной связи о текущем Т-состоянии.

Экспериментально было подтверждено: чем сильнее ситуация связана с самооценкой и чем выраженнее Т-диспозиция, тем заметнее проявляется Т-состояние, чем выраженнее Т-диспозиция, тем труднее дается достижение при выполнении очень сложных заданий.

Спилберг: студенты заучивали некоторые естественнонаучные понятия при помощи запрограммированного компьютера (при неверном ответе решение отвергалось и машина вновь воспроизводила нерешенное задание; только при получении правильного ответа появлялась очередная задача). После пробного задания следовала серия из шести задач: трудные и легкие. После каждого задания оценка своего Т-состояния. У индивидов с высокими Т-диспозициями в каждой серии заданий Т-состояние было выше. У обеих групп Т-состояние снижалось после выполнения трех сложных задач (переход к легким). Студенты с выраженной Т-диспозицией делали в два раза больше ошибок в первой трудной задаче, потом количество ошибок снижалось, но их все равно было меньше у студентов со слобовыраженной Т-диспозицией.

Теннисон, Вули: задание в распределении стихов по размеру. Сначала трудные, затем легкие. Предварительно инструкции которые либо повышали, либо снижали Т-состояние.

Инверсия успешности результатов: группа с высокими показателями Т-состояния допустила при выполнении легких заданий мало, а при выполнении трудных заданий – много ошибок; группа с более низким Т-состоянием получила противоположные результаты.

Петухов. Тревожность – предвосхищение аффекта. Ее важная приспособительная функция. Тревога – это условный страх. Выделяют ситуативную и индивидуальную тревогу. Ситуативная – приближение опасного события усиливает тревогу. Индивидуальная – особенность субъекта (постоянная тревога – любая ситуация аффектогенная).

Психоанализ: тревога – ее источник может быть искажением реальности.

Фрейд: четыре источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить).

1 боязнь утраты желанного объекта;

2 боязнь утраты позитивного отношения со стороны другого;

3 боязнь утраты себя (части себя).

4 боязнь утраты любви к себе.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частным и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Вопрос о причинах тревожности открыт; в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойство нервной и эндокринной системы) складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. В школьном и младшем школьном возрастах причиной тревожности часто являются нарушения детско - родительских отношений. В более взрослом возрасте тревожность может продолжатся внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера

Выделяется устойчивая тревожность в какой либо сфере - частная, «связанная» (шк. экзаменационная, межличностная и др.) и общая, «разлитая», свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.

Различается также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и неадекватная тревожность, или собственно тревожность - в благополучных для индивида областях действительности.

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствие тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Тревожность может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития. Входит в качестве одного из основных компонентов в «посттравматический синдром», т.е. комплекс переживаний, обусловленных пережитой психической или физической травмой. Среди других психических расстройств с тревожностью связаны также фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др. Впервые тревожность была описана З.Фрейдом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.