Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подтверждающая проверка






4. Принятие окончательного решения. Завершение проверки. Закрытость к дополнительным признакам.

Итог: воспр есть процесс принятия решения. Процесс принятия решения, как и все подобные процессы, основан на использовании отличительных признаков. Процесс использования признаков содержит операцию умозаключений. Категорию можно рассматривать как набор правил, определяющих, какие явления м/б объед в один класс. Категории различаются по их готовности, т.е. по легкости, с которой данный «вход» относится к данной категории. Перцептивная готовность имеет 2 функции: она min неожиданности внешней среды и максим успех в получении необходимых объектов. «Истинность» восприятия состоит в отнесении стимулов к соответствующим категориям; они предсказывают другие свойства данного объекта. При неоптимальных условиях воспр будет «истинно» в той мере, в кот готовность систем категорий отражает вероятность событий.

Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).

Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.

3. Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности

1) источник построения образ – контакт с объектом

2) не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время

3) восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами

Брунер, Джером Сеймур - американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.

В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению. Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин социальное восприятие. Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из-за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования. (Ценности и потребности как организующие факторы, в кн.: Психология познания, М., 1977)

Основоположник когнитивной психологии, американский психолог Джером Брунер (Bruner, 1958) отмечал, что " к наиболее очевидным фактам относится то, что в каждом акте восприятия и каждой реакции на объект или событие внешней среды участвует акт категоризации". Человек видит мир, а, следовательно, и других людей не такими, какими они есть, а в соответствии с теми категориями, которыми он располагает для их описания. В исследовании процессов памяти (Bartlett, 1932) отмечается, что люди без всякого побуждения, самопроизвольно, активно строят системы когнитивных репрезентаций внешнего мира, часто также называемые " схемами", а впоследствии модифицируют их. На основе этих схем человек классифицирует и интерпретирует каждую новую информацию, включает ее в интегральный образ восприятия внешнего мира.

 

Теория перцептивных гипотез разработана Дж.С. Брунером (род. 1915), американским психологом и педагогом, крупнейшим специалистом в области исследования когнитивных процессов. Он предложил выделять „аутохтонные“ факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и „директивные“, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез в частности, для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин „социальная перцепция“. Социальная перцепция — влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д. Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой формах. В его теории перцептивных гипотез все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте „критические“, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.