Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация наблюдений






 

B зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:

- включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности.При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;

- стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы " со стороны".

П о характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений:

- скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или " замаскирован" под обычного участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, " извне", используя, скажем, зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру);

- открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более ес­тественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует присталь­ного внимания к себе.

В зависимости от объекта наблюдений, противопо­ставляют друг другу два вида:

- внешнее, за поведением других людей;

- интроспекцию (от лат. " гляжу внутрь", " всматриваюсь"), то есть самонаблюдение.

Относительно времени исследования различают наблю­дение:

- однократное, единичное, производимое только один раз;

- периодическое, осуществляемое в течение определен­ных промежутков времени;

- - лонгитюдное (от англ. " долгота"), характеризующееся особой протяжённостью, постоянством контакта исследовате­ля и объекта в течение длительного времени.

По характеру восприятия наблюдение может быть:

- сплошным, когда исследователь обращает свое внима­ние в равной степени на все доступные ему объекты;

- выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (ска­жем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодей­ствия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т.д.)

Пo характеру регистрации данных наблюдение подраз­деляют на:

- констатирующее, где задача исследователя - четко за­фиксировать наличие и характеристики значимых форм по­ведения, собрать факты;

- оценивающее, где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. (используется шкала рейтинга).

По степени стандартизированности процедур выделяют:

- свободное, или поисковое наблюдение, которое, хотя и связано с определённой целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. п. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних ста­диях научной работы;

– структурированное, или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отступле­ний от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обыч­но применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые (18).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.